28.09.2005

Внушение для пиратов. Компания Microsoft снизила пиратство за счет корпоративных продаж



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Компания Microsoft подвела вчера итоги финансового года. Мировые продажи софтверного гиганта выросли на 8% и составили $39,70 млрд. В России корпорация рапортует о 48-процентном росте продаж, однако в абсолютном выражении объем рынка не столь велик - всего $150 млн. Аналитики считают, что при таком росте результаты могли быть более впечатляющими, если бы не вездесущее российское пиратство. А игроки российского рынка уверены, что победить пиратов Microsoft сможет только снижая цены на свои продукты.

"В прошедшем финансовом году объем продаж программного обеспечения Microsoft в России вырос на 48%,- заявил генеральный директор "Майкрософт Рус" Биргер Стен.- В следующем году мы ожидаем рост не менее чем на 30%". По его словам, львиную долю продаж (53%) составили настольные приложения Microsoft Windows и Office. Предустановленных версий ОС Windows XP было продано на 46% больше, чем в прошлом году, а российскими пользователями было куплено более миллиона лицензионных копий. При этом источник в российском офисе компании уточнил, что в прошлом финансовом году объем продаж Microsoft в России не превысил $150 млн.

В компании признают: основной проблемой на российском рынке по-прежнему остается пиратство. Представители Microsoft утверждают, что доля нелегального ПО от Microsoft в России все еще остается высокой - на уровне 60%. При этом, согласно исследованиям IDC, общий уровень российского пиратства в области программного обеспечения превышает 87%. Как рассказали "Бизнесу" в российском представительстве IDC, в прошлом году объем рынка ПО в России составил $1,65 млрд. "Учитывая ежегодный 25-процентный рост этого рынка, объем продаж Microsoft в России мог быть и больше, чем названные $150 млн",- считает менеджер по маркетингу IDC Russia Михаил Новиков. Однако, по его мнению, компания не сможет самостоятельно справится с проблемой пиратства, необходимо наличие государственной поддержки.

Российские производители ПО очень слабо представлены на родине, особенно в области прикладных программ, поскольку их права никак не защищены. В самой Microsoft с пиратством борются, проводя рейды по компаниям и магазинам, выявляя нелегальные копии ПО. Правда, жесткие меры применяются пока исключительно к крупным розничным сетям по продаже техники - например,к сотрудникам "Эльдорадо" или "Белого ветра". Последней даже пришлось устроить за свой счет масштабную антипиратскую кампанию, чтобы "компенсировать" продажу одним из сотрудников компьютеров с пиратской копией Windows.

В следующем году Microsoft сделает ставку на "внушение" россиянам мысли о пользе легального ПО. "Мы будем объяснять, почему выгодно ставить на компьютер лицензионную версию",- говорит президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова. Ни о каком изменении ценовой политики компании на локальных рынках речи не идет. "Государство само показало заинтересованность в легальном ПО, указав в законодательстве о государственных закупках необходимость проверки поставщика на добросовестность",- сообщила Ольга Дергунова.

Участники рынка согласны, что радикально изменить ситуацию с пиратством может только власть.

"Должны появиться профессиональные органы по борьбе с пиратством",- считает руководитель отдела дистрибуции "ABBYY Россия" Михаил Мещанкин. По его словам, проблема пиратства связана прежде всего с особенностями ценовой политики производителей ПО. Так, например, на рынке компьютерных игр уровень пиратства был значительно снижен, когда компании стали продавать легальные копии по разумной для России цене 100-200 руб. за диск. "Чтобы уменьшить пиратство, западным компаниям надо понизить цены на локальных рынках,- убежден генеральный директор Internet Gaming Entertainment Валерий Макаров.- Многим просто не по карману платить $65 за операционку для домашнего ПК, да и компании не видят смысла переплачивать". "Большинство нелицензионного софта установлено на домашние компьютеры",- соглашается директор по маркетингу компании "Белый ветер" Максим Захир. По его мнению, убедить простого пользователя заплатить $65 вместо 150 руб. почти нереально. Игроки рынка дают понять, что сейчас потеснить пиратов Microsoft удалось лишь в корпоративном сегменте.

Деловая газета "Бизнес"