27.09.2005

Газеты запутались в сети



Николай Караджич

Один из крупнейших российских сервисов почтовых рассылок Subcribe.Ru запустил новую услугу eSMI – доставка электронных версий печатных изданий на персональные компьютеры. Участники рынка сомневаются, что проект в обозримом будущем составит серьезную конкуренцию традиционным распространителям печатных изданий.

Проект Subscribe eSMI запущен компанией Internet Projects (разработчик многих интернет-услуг, в том числе Subcribe.Ru).

Как рассказали «Газете.Ru» организаторы, раньше получить доступ к оцифрованным материалам газет и журналов можно было лишь на веб-сайтах некоторых издателей, Subscribe eSMI попытается объединить электронные версии всех крупнейших изданий России. «Пока что мы сами не оцифровываем издания, а распространяем исходные материалы, которые нам предоставляют издатели», – говорит Анастасия Ефремова, PR-менеджер Subscribe.Ru.

Таких изданий пока не много: продукция журнала «Эксперт», специализированные издания вроде журнала «Металл Украины», а также всего две газеты – «Бухгалтерская газета» и IT-news. «Проект eSMI только стартовал, поэтому подписчикам пока доступно небольшое число изданий. Но мы сейчас ведем переговоры с ведущими издательствами и будем расширять свой каталог», – объяснила не очень богатый выбор изданий Ефремова.

Предполагается, что за определенную плату, близкую к розничной цене газеты или журнала, интернет-пользователи будут подписываться на представленные в каталоге eSMI издания и получать их на свои компьютеры в формате pdf.

Организаторы проекта, впрочем, признают, что возможны технологические проблемы с таким видом доставки (особенно журналов) – размер запрашиваемых файлов может выходить за рамки ограничений на размер писем на некоторых публичных и корпоративных почтовых серверах.

«Размер данной версии электронного СМИ может превышать 5 Mb. В случае, если ваш почтовый сервер не сможет принять письмо большого размера, вам будет выслано сообщение о настройках POP3-адреса на сайте Subscribe.ru или ссылка для скачивания изданий», – предупреждают организаторы проекта. Несмотря на эти нюансы, представители Subcribe.Ru уверены в отличных перспективах нового сервиса. «Опросы пользователей интернета однозначно показали, что спрос на электронные версии печатных СМИ есть и будет в дальнейшем увеличиваться, – утверждает Михаил Мартьянов, генерального директора Subscribe.Ru.

– Мы помогаем издателям существенно расширить круг своих читателей, а подписчикам – получать любимые издания удобным для них способом, отвечающим реальностям XXI века».

По данным опроса, проведенного Subcribe.Ru среди своих подписчиков, 200 тыс. пользователей этого сервиса готовы приобретать электронные версии газет и журналов. «На эту аудиторию мы, в первую очередь, и ориентируемся», – говорят представители Subscribe.Ru.

На российском рынке это уже не первый эксперимент с электронными версиями печатных изданий, поэтому участники рынка относятся к нему настороженно. Так, компания R-story, «дочка» канадской Newspaper Direct, с 1999 года предоставляет электронные версии порядка 300 изданий, причем не только из России, но из 50 стран мира на 30 языках. Причем эти версии доступны и в печатном виде – они распечатываются на специальных принт-станциях, которые обычно установлены в гостиницах, отелях и аэропортах.

«О сервисе eSMI я слышу в первый раз, поэтому сложно оценить его перспективы, – заявила «Газете.Ru» Татьяна Петрова, коммерческий директор R-story. – Судя по сайту, у них сейчас очень небольшая коллекция изданий, в основном отраслевые СМИ. И мне кажется маловероятным, что в ближайшем будущем мы будем конкурировать, скорее возможно сотрудничество».

В «Эксперте», одном из немногих партнеров Subscribe по проекту eSMI, также пока сдержано оценивают перспективы такого вида распространения. «Для нас сотрудничество с Subscribe в рамках проекта eSMI – пробный шар, еще один канал распространения», – говорит «Газете.Ru» Андрей Ногинов, руководитель интернет-проектов журнала. Аналитики рынка периодики считают, что массовый читатель в России просто еще не готов к чтению электронных версий печатных изданий. Например, по данным Союза издателей и распространителей печатной продукции, в 2004 году объем продаж прессы составил около $1,2 млрд, при этом оборот такой компании, как Newspaper Direct, – всего $1 млн.

«Доставка газет и журналов по электронной почте – это альтернативный способ доставки, который, на мой взгляд, не предоставляет большего интереса, – отмечает Константин Исааков, эксперт компании Media Mark. – Сейчас многие газеты и журналы владеют собственными интернет-порталами, на которых можно подписаться на полную версию изданий. Но стоит отметить, что обычно человек не выписывает десятки изданий, поэтому вполне достаточно посещать несколько сайтов. Если же его интересует сразу много газет и журналов, то чаще всего его подписывает секретарь».

Газета.RU