20.09.2005

AiRUnion под угрозой. Росавиация может запретить «Домодедовским авиалиниям» осуществлять перевозки



ИРИНА МОКРОУСОВА

Создание второго по размеру российского авиаперевозчика на базе альянса AiRUnion, возглавляемого KrasAir, может оказаться под угрозой срыва. Как стало известно "Бизнесу", из-за плохого финансовоэкономического состояния Росавиация может не продлить свидетельство об эксплуатации второму по величине члену альянса - "Домодедовским авиалиниям".

Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", входящая в альянс AiRUnion, может лишиться права на авиационные перевозки. Как стало известно "Бизнесу", Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало ей заключение о том, что финансово-экономическое состояние авиакомпании не соответствует требованиям, предъявляемым организациям гражданской авиации. А это, согласно Федеральным авиационным правилам обязательной сертификации, может быть основанием для приостановления или даже отмены свидетельства эксплуатанта, без которого перевозчик не сможет продолжать деятельность в авиабизнесе.

В частности, в заключении Росавиации, копия которого имеется в распоряжении "Бизнеса", говорится, что по данным на 1 января 2005 года у "Домодедовских авиалиний" "отсутствуют собственные и иные долгосрочные источники формирования оборотных средств, стоимость чистых активов отрицательна, деятельность нерентабельна".

Очевидно, что не последнюю роль в проблемах "Домодедовских авиалиний" сыграл вывод активов из авиакомпании в 2002-2003 годах. В частности, по решению прежнего менеджмента "Домодедовские авиалинии" обязались внести предоплату в размере $6,5 млн за аренду мест для стоянки самолетов в аэропорту Домодедово на 16 лет вперед, хотя обычно такие платежи вносятся ежемесячно. Кроме того, ЗАО АТБ "Домодедово" за гонорар в размере 147,9 млн руб.

стало посредником между обычно работавшими напрямую Пермским моторным заводом и "Домодедовскими авиалиниями" при обслуживании авиадвигателей. Все эти счета авиакомпания оплатила векселями, которые погасила своим имуществом. В результате перевозчик лишился 21 самолета (из 24 имевшихся), двигателей к ним, а также своего административного здания. Росимущество, которому принадлежит 51% акций "Домодедовских авиалиний", в судебном порядке добивается признания этих сделок ничтожными.

Однако в течение первого полугодия 2005 года финансово-экономическое положение авиакомпании еще ухудшилось. В заключении Росавиации говорится, что "Домодедовские авиалинии" получили дополнительные убытки в размере 262,063 млн руб.; чистые активы компании снизились до минус 227,528 млн руб., а дефицит чистого оборотного капитала превысил 512,5 млн руб. "Нарастает реальная угроза банкротства авиакомпании",- говорится в документе.

"У компании действительно непростое положение, но в большей степени оно вызвано убыточной деятельностью прошлых периодов. Кроме того, мы эксплуатируем не самую топливно-эффективную технику, а стоимость авиакеросина постоянно растет, что тоже не улучшает финансово-экономические показатели",- пояснил "Бизнесу" претензии Росавиации генеральный директор "Домодедовских авиалиний" Сергей Яновой. Чтобы свидетельство №4 "Домодедовских авиалиний", срок действия которого истекает в декабре этого года, было продлено, в этом бизнес-плане должны содержаться конкретные меры, сроки и финансовые источники восстановления финансовой устойчивости авиакомпании.

""Домодедовские авиалинии" - достаточно заметный игрок на рынке, и если свидетельство эксплуатанта компании приостановят, то по бизнесу альянса AiRUnion будет нанесен серьезный удар",- считает пресс-секретарь UTair Игорь Блинов. А его коллега из "Сибири" Илья Новохатский отмечает, что "если это (приостановление или отзыв свидетельства.-"Бизнес") произойдет, то рынок "Домодедовских авиалиний" на Дальнем Востоке может перераспределиться в пользу конкурентов".

Яновой же ничего критичного в сложившейся ситуации не видит и в перспективу непродления свидетельства эксплуатанта не верит: "У нас есть бизнес-план, который мы в срок до 30 сентября направим в управление федеральным имуществом и экономической деятельности Росавиации". Его параметры он раскрывать не стал.

Источник "Бизнеса" в Минтрансе отметил, что окончательное решение о судьбе свидетельства эксплуатанта будет принимать Ространснадзор после изучения материалов Росавиации. Но собеседник уверен,что лоббистских возможностей частных акционеров "Домодедовских авиалиний", близких к менеджменту KrasAir, вполне хватит, чтобы не допустить проблем с сертификацией. К тому же их инициативы по созданию второй по размеру после "Аэрофлота" компании на базе альянса AiRUnion, куда помимо KrasAir и "Домодедовских авиалиний" входят "Самара", "Сибавиатранс" и "Омскавиа", поддерживает министр транспорта Игорь Левитин.

Деловая газета "Бизнес"