15.09.2005

«Бухарин» нальют в Петербурге



«Фабрика брэндов» осваивает местный рынок. Крупнейший производитель слабоалкогольных напитков корпорация «Хэппилэнд» реализует в Петербурге первый франчайзинговый проект.

Российские производители слабоалкогольных коктейлей (САК) полюбили франчайзинг. Вслед за «Браво Премиум» лидер рынка «Хэппилэнд» (торговые марки Red Devil, Трофи, Бухарин, Казанова и др.) начал продавать права на розлив своих брэндов. В Петербурге эксклюзивный договор франшизы брэнда «Бухарин» заключен с дистрибуторской компанией «Балт Конд». Участники рынка уверены, что с запуском проекта «Хэппилэнд» рассчитывает расширить дистрибуторскую сеть.

Идея!

«Хэппилэнд» часто называют «фабрикой брэндов». «Свои основные усилия мы хотим направить именно на создание и развитие новых брэндов, - комментирует генеральный директор «Хэппилэнда» Игорь Барбашов. - Это не значит, что мы планируем отказаться от дистрибуторской деятельности. Франчайзинг станет одним из направлений деятельности компании».
По словам Игоря Барбашова, идея запустить франчайзинговую программу возникла после неоднократных обращений дистрибуторов с просьбой разместить на мощностях «Хэппилэнда» производство их собственных брэндов.
Однако в «Хэппилэнде» решили пойти другим путем. «Многие считают, что для успешного запуска коктейлей достаточно отлаженной системы дистрибуции, хотя на самом деле это только один из элементов»,- рассказывают в компании. Он приводит в пример неудачный запуск коктейлей Trax от лидера сокового рынка ОАО «Лебедянский»: «Дистрибуцию им удалось построить, а дальше брэнд не пошел: рынок САК довольно специфический с точки зрения продвижения». По оценке Барбашова, средняя стоимость запуска нового брэнда составляет минимум $400 тыс., а дистрибуторы, не готовые к долгосрочным инвестициям, готовы вкладывать не более $100 тыс. «Тем не менее, сейчас очень многие дистрибуторы диверсифицируют бизнес и запускают собственные марки»,- говорит Барбашов.

Петербург не случайно

На сегодняшний день эксклюзивный договор на дистрибуцию и совместное продвижение брэнда «Бухарин» заключен с дистрибуторской компанией «Балт Конд». Другие дистрибуторы могут купить эту продукцию исключительно через него и таким образом стать субдистрибуторами. Договор распространяется на территории Петербурга и Ленинградской области и отличается от других дистрибуторских договоров тем, что по его условиям компания-партнер получает маржинальный доход. Кроме этого, «Балт Конд» совместно с владельцем брэндов формирует бюджет на продвижение на территории Петербурга и области, принимает участие в стратегии развития бренда, а также формирует заказ объема производства.

Петербург не случайно стал первым городом, в котором «Хэппилэнд» начал развивать франчайзинговое направление. Уже сегодня доля «Хэппилэнда» на местном слабоалкогольном рынке приближается к 30%, а к концу года компания планирует увеличить ее до 32%. Причем «Хэппилэнд» лидирует с большим отрывом от своих конкурентов. Следующие за «Хэппилэндом» местные производители слабоалкогольной продукции «Вена» и «Браво Премиум» занимают лишь 19% и 17% рынка соответственно.

Привязали

Эксперты полагают, что с помощью франшизы «Хэппилэнд» хочет «привязать к себе» дистрибуторов. «„Хэппилэнд” совмещает две франчайзинговые модели: производственный, когда франчайзи получает право на производство продукции под определенным брэндом на своих мощностях, и торговый - франчайзи получает эксклюзивные права на сбыт определенной продукции в своем регионе, - констатирует руководитель направления „Франчайзинговый консалтинг” ИК „Финам” Игорь Веретенников.- В итоге „Хэппилэнд” увеличивает сбыт и загружает производственные мощности, а партнеры за счет розлива на своих мощностях сокращают издержки». «Такая схема приводит к более плотному сотрудничеству с дистрибутором, так как франчайзи становится фактически совладельцем марки и берет на себя часть затрат на продвижение марки»,- говорит директор по маркетингу «Мегапак» Дмитрий Ченцов.

Не первые

«Хэппилэнд» - уже второй производитель САК, который начал работать по франчайзинговой схеме. Ранее «Браво Премиум» продала права на все свои брэнды краснодарскому производителю САК «Артисан». «Мы не стали вводить двухступенчатую систему введения франшизы, а сразу разместили всю свою линейку на мощностях партнера»,- рассказывает директор по маркетингу «Браво Премиум» Елена Шевченко. «У них хорошая дистрибуция в регионе, поэтому продвигать наши брэнды им проще»,- поясняет Шевченко. При этом сам «Браво Премиум» по аналогичной франчайзинговой схеме в середине прошлого года на соседних линиях своего завода начал разливать коктейли-конкуренты класса «премиум» Bacardi Breezer от Bacardi-Martini и Smirnoff Ice британской Diageo.

Кроме этого, исследование показало, что потребление сладких коктейлей на водочной основе постоянно растет. Их выбирают 54% опрошенных москвичей и 42% питерцев. Кроме этого, продолжает оставаться высокой доля предпочтения коктейлей на джиновой основе. В Петербурге их покупают порядка 33% опрошенных, а в Москве - 27%. Следом идут энергетические напитки с 19% и 22% соответственно. Петербургские потребители слабоалкогольных коктейлей гораздо более консервативны, нежели москвичи. Согласно данным исследования, более 53% опрошенных жителей Петербурга не изменяют своим текущим предпочтениям в выборе коктейля, тогда как в Москве этот показатель составляет лишь 17%.

Одним из самых быстро растущих сегментов, как в Петербурге, так и в Москве, на данный момент является сегмент слабоалкогольных энергетических коктейлей. При этом в Петербурге знание энергетиков Red Devil и Jaguar, производимых Корпорацией 'Хэппилэнд' по лицензии британской компании IBB, составляет 56% и 45% соответственно. По данным агентства 'Бизнес-Аналитика', совокупная доля ведущих брендов Корпорации 'Хэппилэнд' в Петербурге составила 27%. По данным 'Бизнес-Аналитики', вслед за 'Хэппилэндом' (27%) на петербургском рынке идут: 'Вена' (19%), 'Браво Премиум' (17%), Grinnol's (13%), 'Туссон' (8%). Всего, этим производителям принадлежит 84% слабоалкогольного рынка Петербурга.

Елена Грибанова

Деловой Петербург