07.09.2005

Без посредников — это по-нашему. Российские автозаводы ставят на продажи через собственные сбытовые сети



РОМАН ГУЛЯЕВ

Российские автозаводы традиционно имели собственную сбытовую сеть. И сейчас не собираются от нее отказываться. А для АвтоВАЗа это и вовсе один из ключевых элементов дилерской сети - без малого четверть салонов и сервисных станций по всей России принадлежат компании.

Традиционная собственная сбытовая сеть отечественных автозаводов в начале 1990-х была частично приватизирована. Где-то новые собственники сохранили бизнес, связанный с отечественными автомобилями, где-то перешли на иномарки, где-то и вовсе перепрофилировали центры.

По мнению генерального менеджера по маркетингу группы "Рольф" Валерия Тараканова, российским автозаводам, в отличие от представительств массовых иностранных брэндов, имеет смысл держать собственные дилерские центры на важнейшем для них домашнем рынке. "В первую очередь это нужно для того, чтобы производитель знал о ситуации на розничном рынке, о том, как идут продажи, не через посредников - независимых дилеров, а напрямую, через собственные сбытовые предприятия",- отметил он.

Lada попала в сотню

Лидером продаж на российском автомобильном рынке является АвтоВАЗ, чья доля составляет более 40%. Как видно из таблицы, ОАО АвтоВАЗ владеет долей в 102 дилерских предприятиях России, при этом в 100 компаниях ему принадлежит контрольный пакет. Восемь дилерских компаний принадлежат АвтоВАЗу на 100%. Причем в некоторых регионах "Ладами" официально торгуют только собственные предприятия компании. Подробнее о дилерской сети АвтоВАЗа см. интервью вице-президента компании Владимира Кучая на этой странице.

Формально собственные дилерские центры АвтоВАЗа не имеют преимуществ перед конкурентами - независимыми компаниями, работающими в том же регионе. Однако представитель одной из московских компаний на условиях анонимности отметил в разговоре с "Бизнесом", что ВАЗовская "дочка" - "Элекс-полюс" в момент дефицита той или иной модели может получить для себя лучшие квоты, больший выбор по цветам (это важный фактор на рынке Lada).

"Кроме того, при некоторых нарушениях дилерских контрактов "дочке" все сходит с рук, а мы наказываемся штрафами, которые выражаются как раз в виде урезания квот в самый неподходящий момент",- сообщил собеседник "Бизнеса".

"Собственник не станет воровать у себя"

Ульяновский автозавод также частично сохранил собственную дилерскую сеть. Согласно ежеквартальному отчету, он владеет 50-процентной долей в девяти дилерских центрах: в Кургане (два), в Ставрополе, Липецке, Саранске, Камчатской, Саратовской, Свердловской областях и в Удмуртии.

Еще в пяти дилерских центрах - в Красноярске, Кемерове, Казани, Иркутской и Томской областях - его доля составляет от 23,8% до 49%. Центры в этих регионах торгуют в основном недорогими моделями УАЗ, и, по данным "Бизнеса", у местных партнеров не всегда есть средства инвестировать в дилерский бизнес.

А вот ГАЗ фактически отказался от собственной дилерской сети. По словам первого заместителя гендиректора торгового дома "Русские машины" (сбытовая структура ГАЗа) Виктора Масленникова, сеть "Газавтотехобслуживание", состоявшая из более чем 200 сервисных станций, показала себя неэффективной.

"Эффективнее, когда дилерским предприятием управляет собственник, который не станет воровать у себя самого",- отметил Масленников. По его словам, ГАЗу сейчас принадлежат доли в небольшом числе дилеров, которые не играют ключевой роли в дистрибуции, также есть предприятия в стратегически важных для предприятия регионах, где пока не удалось найти партнеров.

С другой стороны, ГАЗ планирует возрождать собственную дилерскую сеть. Как рассказал "Бизнесу" Масленников, "Русские машины" планируют построить в Москве собственный "эталонный" дилерский центр, на базе которого будет не только организована продажа (как оптовая, так и розничная) и сервис, но и учебный центр для дилеров.

Сроки реализации проекта пока не определены, а инвестиции в комплекс, по словам Масленникова, могут составить до $5 млн.

Accent на Кремль

Из российских заводов, производящих иномарки, собственной дилерской сетью владеет ТагАЗ. Как рассказали "Бизнесу" в пресс-службе предприятия, когда ТагАЗ в 2001 году выводил на рынок свою продукцию - Hyundai Accent, необходимо было налаживать собственную сеть.

При этом принадлежащие торговому дому ТагАЗ предприятия работают лишь в двух городах - на "домашнем", ростовском рынке (там "Автоцентр Hyundai" не имеет независимых конкурентов) и на московском. Здесь есть шесть салонов ТагАЗа и 22 независимых официальных дилера.

Как сообщили в прессслужбе ТагАЗа, в планах предприятия качественное развитие независимой дилерской сети, но не собственной. В прессслужбе отметили, что последний открытый в Москве дилерский центр, "Hyundai на Пресне", был передан в аренду одной из компаний, являющейся независимым дилером ТагАЗа.

Два собственных центра помимо точки продажи играют имиджевую роль, как это принято у иностранных автопроизводителей: одна из них находится в автомобильном торговом центре "Москва", а другая - в здании гостиницы "Россия" и носит почетное название "Hyundai у Кремля".

Даже дилеры престижных Rolls-Royce, Ferrari, Maserati, Bentley, Lamborghini, чьи салоны находятся близко к Красной площади, формально оказываются дальше от Кремлевской стены, чем сбытовое предприятие ТагАЗа.

Формально собственные дилеры ТагАЗа не имеют преимуществ перед независимыми. "Когда в дефиците Accent, все дилеры вынуждены ждать поставок и не могут продавать машины",- отмечают на предприятии. В то же время опыт одного из сотрудников "Бизнеса" показал, что в собственном дилерском центре оказалось проще найти необходимую модель в нужной комплектации.

Деловая газета "Бизнес"