31.08.2005
МТС

ОАО «Мобильные телесистемы» объявляет финансовые результаты второго квартала 2005 года



ОАО «Мобильные ТелеСистемы» объявляет о финансовых и операционных результатах деятельности[1] за второй квартал 2005 года. Компания продемонстрировала отличные финансовые показатели, существенное увеличение абонентской базы, а также рост ARPU.

Основные финансовые показатели:

·         Консолидированная выручка МТС увеличилась на 35% по сравнению со вторым кварталом 2004 года и составила $1237 млн.

·         Показатель OIBDA[2] вырос на 25% по сравнению со вторым кварталом 2004 года и составил $652 млн. (маржа OIBDA составила 53%).

·         Чистая прибыль увеличилась на 14% по сравнению со вторым кварталом 2004 года и составила $304 млн.

·         За первое полугодие 2005 года МТС получила сумму положительных свободных денежных средств[3], составившую $63 млн.

Основные операционные показатели:

·         На всех рынках, где работает компания, достигнуто увеличение ARPU[4].

·         Продолжился активный рост абонентской базы: прирост в течение квартала составил 5,38 млн. абонентов, а за период с начала года по 29 августа 2005 года – 14,1 млн. абонентов.

·         Осуществлено приобретение сотового оператора в Туркменистане, благодаря чему численность населения на лицензионной территории увеличилась на 6,6 млн. человек.

·         Консолидированная абонентская база по состоянию на 29 августа составила 48,23 млн. человек.



Краткая сводка финансовых показателей (неаудированных)

млн. долл. США

2 кв. 2005

2 кв. 2004

Изменение

1 кв. 2005

Изменение

Выручка

1236,6

918,2

34,7%

1057,0

17,0%

Чистая операционная прибыль

434,7

371,7

16,9%

338,7

28,3%

OIBDA

651,6

521,5

24,9%

536,9

21,4%

Маржа OIBDA

52,7%

56,8%

-4,1пп

50,8%

1,9пп

Чистая прибыль

303,9

267,5

13,6%

232,5

30,7%

Комментируя итоги квартала, Президент ОАО «МТС» Василий Сидоров заявил:

«Результаты деятельности компании за второй квартал демонстрируют продолжающееся увеличение нашей абонентской базы, стабильный рост выручки и чистой прибыли. Консолидированная абонентская база МТС сейчас насчитывает 48,2 млн. человек. Мы ожидаем, что в течение ближайших двух месяцев мы пересечем отметку в 50 млн.

В целях предоставления нашим абонентам максимального спектра современных услуг, в середине сентября мы запустим сервис i-mode в Москве и Санкт-Петербурге. Мы рассматриваем i-mode как залог будущего роста выручки от дополнительных услуг, а также как сильное конкурентное преимущество.

На Украине, где отмечается улучшение делового климата, МТС сохраняет лидирующие позиции, несмотря на растущую конкуренцию. В Узбекистане рынок динамично растет, что подтверждает привлекательность стран СНГ с точки зрения перспектив роста. Наша доля рынка в Узбекистане находится на уровне 57%. В Беларуси продолжается активный рост абонентской базы, где наша доля рынка выросла до 51%.

В конце второго квартала мы приобрели лидирующего сотового оператора в Туркменистане, благодаря чему численность населения нашей лицензионной зоны увеличилась на 6,6 млн. человек. Ожидается, что рынок Туркменистана, где проникновение сотовой связи составляет всего 1%, будет расти на фоне неудовлетворенного спроса на телекоммуникационные услуги.

В целом наш бизнес демонстрирует хорошую динамику: мы ожидаем, что по итогам года рост выручки составит более 25%. Мы не изменяем наш прогноз по марже OIBDA на уровне более 50%. Наши капитальные вложения составляют не более $100 на одного нового абонента; общая сумма капитальных вложений в этом году не превысит $2 млрд.»


Обзор операционной деятельности

Рост рынка

Темпы роста обоих ключевых рынков – России и Украины – по-прежнему высоки. Во втором квартале 2005 года уровень проникновения сотовой связи[5] вырос в России с 59% до 67%, а на Украине – с 34% до 41%. Эта динамика была обеспечена новыми пользователями, которые подключались к сотовым сетям в условиях роста покупательской способности в обеих странах. Кроме того, возрастает количество людей, являющихся владельцами более одной SIM-карты. В Беларуси за тот же период уровень проникновения вырос с 28% до 32%.

На новых рынках также отмечалась впечатляющая динамика; с другой стороны данные рынки по-прежнему обладают большим потенциалом дальнейшего роста. Уровень проникновения сотовой связи в Узбекистане в течение второго квартала вырос с 2,3% до 3,0%. Уровень проникновения в Туркменистане, где МТС приобрела крупнейшего сотового оператора, находится на уровне 1%.

Динамика абонентской базы

В течение второго квартала 2005 года консолидированная абонентская база МТС выросла на 5,38 млн. человек (прирост был целиком обеспечен органичным ростом бизнеса компании, за исключением 59 тыс. абонентов, добавленных после приобретения оператора в Туркменистане). Очень интенсивный прирост абонентской базы МТС наблюдался на всех рынках. Вклад России в прирост составил 3,84 млн. человек, на Украине было добавлено 1,44 млн. абонентов и в Узбекистане – около 46 тыс. абонентов. Абонентская база совместного предприятия МТС в Беларуси увеличилась на 210 тыс. человек.

В результате мероприятий, направленных на повышение абонентской лояльности и удержание абонентов, в том числе успешных CRM-кампаний, во втором квартале 2005 года МТС удалось существенно снизить уровень оттока в России – до 6,8% по сравнению с $7,7 во втором квартале прошлого года. На Украине уровень оттока незначительно вырос по сравнению с прошлым годом и составил 5,7%.

После окончания второго квартала 2005 года абонентская база МТС выросла еще на 4,2 млн. человек и по состоянию на 29 августа 2005 года насчитывала 48,23 млн. абонентов.

Доля рынка

В России на долю МТС пришлось около 32% всех подключений, благодаря чему компания сохранила свое лидирующее положение с долей рынка, составляющей около 35%. На Украине на долю компании приходилось около 44% новых подключений, и ее доля рынка незначительно снизилась до 49%. Доля рынка МТС в Узбекистане по состоянию на конец второго квартала 2005 года, по собственным оценкам компании, составляла 57%[6], сократившись на 1% по сравнению с первым кварталом. В Беларуси в течение квартала доля рынка совместного предприятия МТС выросла на 1% и достигла 51%.

Сегментирование абонентов

Подключения по препейд-тарифам МТС («Джинс» в России, «Джинс» и Sim-Sim на Украине) составили 92% общего количества новых подключений в России и 95% – на Украине. По состоянию на конец второго квартала 2005 года по препейд-тарифам обслуживались 83% абонентов МТС в России и 88% – на Украине.

Краткая сводка операционных показателей

 

 

2 кв. 2005

1 кв. 2005

4 кв. 2004

3 кв. 2004

2 кв. 2004

Общее число абонентов
на конец периода (млн.)

44,07

38,69

34,22

26,63

22,78

Россия (млн.)

34,09

30,25

26,54

20,84

18,14

Украина (млн.)

9,52

8,08

7,37

5,53

4,63

Узбекистан (млн.)

0,40

0,35

0,31

0,26

-

Туркменистан (млн.)

0,06

-

-

-

-

МТС Беларусь[7] (млн.)

1,61

1,40

1,21

0,97

0,74

Россия

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU[8]), доллары США

9,3

9,1

11,2

14,0

14,1

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты

134

138

164

168

160

Коэффициент оттока абонентов (churn), %

6,8

6,7

6,3

6,7

7,7

Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США

18

18

19

21

21

Украина

 

 

 

 

 

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), доллары США

10,8

10,0

12,4

15,4

14,6

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты

118

130

127

136

127

Коэффициент оттока абонентов (churn), %

5,7

5,1

1,7[9]

5,9

5,2

Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США

14

22

15

21

18

 

Операции МТС в России

·               Выручка за 2 квартал 2005 года выросла на 28% по сравнению со 2 кварталом 2004 года и составила $928[10] млн.

·               Показатель OIBDA за 2 квартал 2005 года вырос на 19% по сравнению со 2 кварталом 2004 года и составил $491 млн. (маржа OIBDA составила 53%).

·               Чистая прибыль за 2 квартал 2005 выросла на 0,1% по сравнению со 2 кварталом 2004 года и составила $209 млн.

Во втором квартале средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в России снизился, что объясняется увеличением доли малоговорящих абонентов, а также прекращением действия акций по привлечению абонентов, в рамках которых абонентам предоставлялись бонусные минуты. Вместе с тем, MOU контрактных абонентов в России вырос с 247 минут до 282 минут.

Средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) в России выросла, что объясняется прекращением действия промо-акций, ростом выручки от услуг роуминга, а также ростом активности контрактных абонентов.

Затраты на приобретение одного абонента (SAC) в России не изменились, оставшись на уровне $18.

МТС отразила расходы по первому взносу в Фонд универсального обслуживания за два месяца второго квартала. Сумма взноса, определяемая как 1,2% выручки от оказания услуг связи, составила около $8 млн.

Операции МТС на Украине

·               Выручка за 2 квартал 2005 года выросла на 52% по сравнению со 2 кварталом 2004 года и составила $290 млн.[11]

·               Показатель OIBDA за 2 квартал 2005 года вырос на 37% по сравнению со 2 кварталом 2004 года и составил $148 млн. (маржа OIBDA составила 51%).

·               Чистая прибыль за 2 квартал 2005 года выросла на 52% по сравнению со 2 кварталом 2004 года и составила $89 млн.

Как и в России, снижение MOU на Украине объясняется увеличением доли малоговорящих абонентов и прекращением действия промо-акций. В то же время MOU контрактных абонентов на Украине в течение квартала вырос с 299 минут до 354 минут.

Во втором квартале показатель ARPU на Украине вырос с $10 до $10,8. Рост объясняется прекращением действия промо-акций, возросшей активностью контрактных абонентов, а также ростом курса украинской национальной валюты в течение квартала (около 4,3%).

Затраты на приобретение одного абонента (SAC) на Украине в течение квартала существенно снизились с $22 до $14, что объясняется снижением объема субсидирования продаж телефонных аппаратов и дилерской комиссии.

Во втором квартале МТС продолжала накапливать денежный резерв в связи с потенциальной необходимостью выполнить положение закона «О государственном бюджете», которое гласит, что взнос мобильного оператора в Пенсионный фонд[12] должен облагаться НДС. Объем резерва, накопленного в течение второго квартала, составил $2,5 млн., а общий объем резерва – $4,7 млн. Наряду с другими участниками рынка компания получила от налоговых органов требование о выплате налога задним числом и в данное время оспаривает применимость данной нормы. Окончательной ясности по данному вопросу пока нет.

Операции МТС в Узбекистане

Вклад операций на узбекском рынке в консолидированную выручку МТС за второй квартал 2005 года составил $20,4 млн., в OIBDA – $12,6 млн. (уровень маржи OIBDA составил 62%) и в чистую прибыль – $6,0 млн. Показатель ARPU в Узбекистане во втором квартале вырос до $17,6 по сравнению с $16,8 в предыдущем квартале.

Операции МТС в Туркменистане

В конце июня 2005 года МТС приобрела контрольный пакет акций BCTI, американской компании, филиал которой является крупнейшим сотовым оператором в Республике Туркменистан. Сумма сделки составила $28 млн., кроме того МТС взяла на себя обязательство при соблюдении определенных условий выкупить остающиеся 49% акций компании до февраля 2006 года. По состоянию на конец второго квартала компания обслуживала 59 тыс. абонентов. МТС начала консолидировать показатели деятельности компании с последних дней квартала, поэтому влияние этих показателей на отчет о доходах за второй квартал 2005 года несущественен.

Финансовое положение

Капитальные вложения МТС в основные средства во втором квартале 2005 года достигли $315 млн., в том числе в России – около $187 млн., на Украине – $118 млн., в Узбекистане – $10 млн. Кроме того, во втором квартале 2005 года МТС потратила $21 млн. на приобретение нематериальных активов (в том числе в России – $3 млн., на Украине – $15 млн. и в Узбекистане – $3 млн.). Общий объем капитальных вложений МТС в основные средства и нематериальные активы за первую половину 2005 года составил $767 млн. (около $78 в пересчете на одного нового абонента).

Сумма денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных инвестиций по состоянию на конец второго квартала 2005 года выросла до $728 млн. По состоянию на 30 июня 2005 года общая задолженность компании по привлеченным средствам[13] составила $2,4 млрд. Чистый долг по состоянию на конец второго квартала составил $1,6 млрд., а отношение чистого долга к LTM OIBDA[14] снизилось до 0,7 (по сравнению с 0,8 в конце 2004 года).

 


[1] Основано на консолидированных неаудированных финансовых отчетах, подготовленных в соответствии с общепринятыми стандартами бухгалтерского учета США (US GAAP).

[2] См. в Приложении A определения терминов OIBDA и маржа OIBDA, а также сверки к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP.

[3] См. в Приложении Б расчет свободных денежных средств к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP.

[4] См. в приложении В определения средней ежемесячной выручки от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU), коэффициента оттока абонентов (churn) и затрат на приобретение одного абонента (SAC).

[5] Источником всей информации о рынках сотовой связи в данном пресс-релизе является AC&M Consulting.

[6] Независимые источники информации по данному рынку отсутствуют.

[7] Неконсолидированное дочернее предприятие МТС в Республике Беларусь, СООО «Мобильные ТелеСистемы», в котором МТС принадлежит 49% акций.

[8] См. в приложении В определения средней ежемесячной выручки от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU), коэффициента оттока абонентов (churn) и затрат на приобретение одного абонента (SAC).

[9] Снижение квартального уровня оттока абонентов до 1,7% в 4 квартале 2004 года преимущественно объясняется изменением политики учета оттока препейд-абонентов с трех до шести месяцев неактивности (аналогичная политика учета применяется в России). По старой методике квартальный уровень оттока в 4 квартале 2004 года составил 7,2%.

[10] Исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $0,6 млн.

[11] Исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $1,8 млн.

[12] Взнос в государственный Пенсионный фонд Украины в размере 6% сверх суммы счета за услуги сотовой связи был учрежден в 1999 году и с тех пор не облагался НДС. Начиная с 1 августа 2005 года взнос был увеличен до 7,5%.

[13] Задолженность по привлеченным средствам состоит из текущей части долга, текущей части финансового лизинга и финансовых обязательств, долгосрочного долга и долгосрочных финансовых обязательств. Чистый долг вычисляется как разница между общей задолженностью и суммой денежных средств и эквивалентов плюс краткосрочные инвестиции. См. в Приложении Б расчет чистого долга.

[14] LTM (Last Twelve Months) OIBDA представляет собой OIBDA накопительным итогом за последние 12 месяцев. См. в Приложении Б расчет LTM OIBDA к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP