31.08.2005

Патриоты выбирают латиницу



РОМАН ГУЛЯЕВ

Иностранные конкуренты обогнали отечественных производителей в формировании образа марки, поэтому отечественным компаниям придется вдвойне тяжело: им надо догонять, попутно объясняя клиентам, что от старого брэнда осталось только лучшее.

Первым ребрэндингом занялся АвтоВАЗ. В прошлом году была представлена новая концепция брэнда, согласно которой все автомобили завода должны называться Lada и писаться латинскими буквами.

Цифровые индексы, где возможно, на заводе постарались заменить словами - ВАЗ2105 и ВАЗ-2107 стали Lada Classic; ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 - Lada Samara. За "десятками" пришлось сохранить числовое обозначение, а "Нива" стала Niva. Со следующего года, чтобы избежать путаницы с Chevrolet Niva (права на этот брэнд, кстати, были переданы General Motors при формировании СП "GM-АвтоВАЗ"), ВАЗовская "Нива" будет называться Lada 4Х4.

За "Ладой" последовал УАЗ, который тоже поменял название на UAZ, отказался от цифровых обозначений моделей в пользу названий опять же на латинице - Hunter, Patriot. Как и Lada, чьими цветами стали белый и синий, УАЗ ввел фирменный стиль в зеленых и песочных тонах.

На московском автосалоне о ребрэндинге заявил ГАЗ. По словам генерального директора холдинга "Руспромавто" Максима Авдеева, нынешнее название перестало соответствовать реальной конфигурации компании: после реструктуризации ГАЗ объединяет все ликвидные активы холдинга. "Теперь ГАЗ производит не только "Волги", "Газели" и "Валдай", но и автобусы, грузовики, двигатели и топливную аппаратуру",- отметил Авдеев. Новое название холдинга пока в стадии разработки, внутри компании ГАЗ пока называется "Новым ГАЗом".

Очевидно, что "Руспромавто" собирается отходить от имиджа отечественного производителя, подчеркивая при этом, что является именно российским предприятием. Это достигается как формированием брэнда, так и кадровыми назначениями. К примеру, директором по стратегическому развитию "Руспромавто" назначен Эрик Эберхадсон, который до недавнего времени работал в грузовом подразделении Volvo руководителем российского отделения по продажам строительной и дорожной техники Volvo Construction Equipment.

"Производители прибегают к ребрэндингу, чтобы уйти от имиджа старого советского производства, которое у многих вызывает негативные ассоциации",- считает креативный директор рекламного агентства Instinct (группа BBDO) Роман Фирайнер. "Доверия потребителя к отечественным автомобилям уже нет",- добавляет управляющий директор агентства Grey Russia Алексей Ковылов. По его словам, ребрэндинг необходим для того, чтобы отмежеваться от всего плохого, что было в прошлом, изменить отношение потребителя к продукции и начать снова завоевывать доверие потребителей.

Впрочем, представители рекламных агентств уверены: прежде всего заводы должны разобраться с продуктовой линейкой. "Главное, чтобы вначале был создан качественный и современный продукт и только затем проведен ребрэндинг, а не наоборот. Нельзя просто создать брэнд, под которым ничего нет",- считает Фирайнер. "Брэндованные модели должны быть новыми, но никак не косметическим обновлением существующих",- отмечает Ковылов. По его словам, на первом этапе это может и не принести ощутимых дивидендов, но опыт крупных отечественных производителей (в частности, одного из предприятий пищевой промышленности) показывает, что конкуренция российских предприятий с иностранными вполне возможна.

Тенденция формирования брэнда продолжается и в шинной отрасли. Компания "Сибур- Русские шины" еще в начале этого года вывела на рынок новую продукцию под брэндами Cordiant (средний ценовой сегмент) и Tunga (низший сегмент). Теперь дело дошло и до специальной грузовой продукции - ярославские модели для грузовиков и автобусов сменили цифровые индексы на "зонтичный" брэнд TyRex All Steel Road. "С иностранными брэндованными шинами конкурировать практически невозможно, если у предприятия есть только продукт. Так что решение "Сибура"- очень своевременное",- считает Ковылов.

Основной конкурент "Сибура" - "Амтел" вывел брэндованную продукцию для легковых автомобилей еще в прошлом году. Сейчас он представил в России премиум-брэнд Vredestein- одноименную нидерландскую шинную компанию "Амтел" приобрел в начале этого года. Основной упор при продвижении делается на дизайне шин, которые были выполнены в известном итальянском дизайн-бюро Giugaro.

При этом шины Vredestein будут производиться и в России: уже в этом годубудет сделана первая партия на Кировском шинном заводе ("Амтел-Поволжье"), а в будущем планируется делать премиум-шины и на Воронежском шинном заводе ("Амтел-Черноземье").

Деловая газета "Бизнес"