31.08.2005

ПАЗ в большом City



РОМАН ГУЛЯЕВ

Единственный сектор автомобильного рынка, где российские автопроизводители остаются на доминирующих ролях - производство автобусов. Несмотря на появление серьезных азиатских конкурентов, на московском автосалоне отечественные компании показали, что готовы отстаивать долю рынка, а также выполнять пожелания перевозчиков и властей.

Китайские автопроизводители, по мнению аналитиков, лучше всего чувствуют себя именно в сегменте коммерческого транспорта. На московском автосалоне были представлены сразу три производителя туристических автобусов.

И если JAC и Yutong уже показывали свою продукцию на выставке "Комтранс" в апреле, то компания "Китайские автобусы" на столь солидных выставках впервые. Она представила городской и туристический автобусы марки Mudan - столь неблагозвучное для российского уха название решили не менять. По словам представителей компании, автобусы из провинции Цзянсу (100 км от Шанхая) в полтора-два раза дешевле российских аналогов.

Первые заказы на машины уже есть, однако в компании скрывают имена заказчиков.

Активизируются и украинские автобусостроители. Корпорация "Богдан" на автосалоне впервые представила автобус среднего класса А-068: если предыдущие модели черкасского производителя базировались на шасси Isuzu, то эта 35-местная машина - на базе Hyundai. В планах "Богдана" экспортировать в 2005 году в Россию 140 автобусов (против 46 в прошлом году), а в 2006м- 500 машин.

Входящая в холдинг "Руспромавто" компания "Русские автобусы" представила новинки как раз в тех же секторах, что и конкуренты. В сегменте средних автобусов на рынок вышел КАВЗ-32081 "Валдай" - автобус Курганского автозавода на шасси новинки ГАЗа - "Валдая". Автобус рассчитан на 35 человек, имеет 21 посадочное место, цена его ожидается на уровне 700-900 тыс. руб.

Ответом "Русских автобусов" на появление на рынке автобусов "Автолайн" на базе Ford Transit стал ПАЗ-City - совместная разработка Павловского завода и Volkswagen NFZ (подразделение немецкой корпорации, занимающееся производством коммерческих автомобилей). Это городской автобус на 25 мест (13 сидячих) создан на базе немецкой платформы Т5. По словам менеджера по маркетингу коммерческих автомобилей Volkswagen ВиктораСуркова, это первый проект по производству автобуса на шасси зарубежного производства, поэтому оценить объем рынка можно только после проведения маркетинговых исследований. В качестве покупателей автобуса рассматриваются государственные и частные компании в городах с населением более 500 тыс. человек.

По оценке генерального директора агентства "Автоконсалт" Виктора Новоченко, объем рынка для подобных автобусов составляет 5-7 тыс. в год при цене $45 тыс. Между тем основной параметр, которого до сих пор не удавалось добиться производителям,- приемлемая цена, говорит эксперт. Впрочем, генеральный директор "Русских автобусов" Сергей Занозин заявил, что стоимость этой машины при серийном выпуске будет $35-40 тыс.

Кроме того, "Русские автобусы" рассчитывают заполнить рынок туристических машин. На автосалоне представлено их совместное предприятие с бразильской Marco Polo. В его рамках уже выпущен первый, опытный экземпляр модели "Андарэ1000". По словам Занозина, цена этой машины при серийном производстве зависит от степени локализации и может составить $150-200 тыс. Если решение о ее производстве будет принято, то строить эти машины будут на Голицынском автобусном заводе.

Помимо больших на московском автосалоне были представлены и маленькие автобусы. На титул самого маленького может претендовать "Газель", сделанная "по заказу" Министерства транспорта. Министр Игорь Левитин в апреле в ходе совещания по безопасности пассажирских перевозок потребовал создать машину для междугородних рейсов, чтобы у нее было багажное отделение. Ответом ГАЗа стало представление такой маршрутки. Багажник уменьшил количество пассажирских мест с 13 до 10 и увеличил цену с 285 тыс. руб. до 309,1. Вряд ли такие машины будут пользоваться спросом у частных перевозчиков, если, конечно, Минтранс не заставит нормативными актами использовать их на маршрутах дальностью более 50 км: "Газель" интересна предпринимателям прежде всего быстрой окупаемостью, а сокращение мест вкупе с ростом цены этому не способствует.

В сегменте же городских больших автобусов новинке от ЛИАЗа - модели 5292 (она хотя и была представлена два года назад, на московскиеулицы первая партия этих машин впервые вышла лишь в середине 2005 года) - будет противостоять белорусский МАЗ, который представил новый городской автобус - МАЗ-203, наследник хорошо знакомого МАЗ-103. Автобус радикально отличается от предшественника - он полностью низкопольный, с увеличенным до 26 числом пассажирских сидений. При этом машина оснащена кондиционером в базовой комплектации - до сих пор такие автобусы в СССР и на постсоветском пространстве не выпускали.

Деловая газета "Бизнес"