31.08.2005

Хот-дог попал под единый налог



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Продавцы горячих бутербродов и пирожков в ряде регионов теперь могут использовать судебный опыт своего коллеги из Архангельска, чтобы на законных основаниях перейти с общего режима налогообложения на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАССЗО) постановил, что реализация продукции с тепловых передвижных прилавков относится к розничной торговле, а не к сфере общественного питания, поэтому продавцы могут заменить НДС и ЕСН единым налогом. В частности, в столичном регионе этот судебный опыт могут использовать предприниматели Московской области.
Поводом к судебным разбирательствам послужили претензии налоговой инспекции Архангельска к местному предпринимателю, который занимался продажей горячих бутербродов типа хот-дог с передвижного теплового прилавка. Налоговики доначислили торговцу НДС и ЕСН, пени и штрафы, несмотря на то что он исправно несколько лет платил ЕНВД. Предприниматель причислял свою деятельность к розничной торговле, которая, согласно региональному законодательству, регулирующему сферы применения ЕНВД, подпадает в Архангельской области под единый налог, поэтому выполнить требования инспекции отказался. В ответ налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании налоговых платежей. Налоговики посчитали, что такой вид бизнеса подпадает под определение "общественное питание нестационарных пунктов" и, согласно Налоговому кодексу (НК), не является объектом для уплаты ЕНВД. Дело прошло несколько инстанций, и в итоге ФАССЗО встал на сторону налогоплательщика.
Суд установил, что предприниматель не занимался приготовлением пищи, а разогревал закупаемую готовую продукцию, поэтому такую деятельность следует относить к розничной торговле, а не к сфере общественного питания. Также в пользу предпринимателя сыграл региональный закон о ЕНВД, который позволяет торговцам работать в упрощенном налоговом режиме. "Суд принял абсолютно правильное решение,- говорит управляющий партнер ЗАО "Консалтинговая группа Юстицформ" Руслан Ибрагимов.- Именно тот факт, что предприниматель разогревал пищу, а не готовил ее на месте, послужил критерием отличия торговли от общепита".
Эксперты считают, что это судебное решение с успехом могут взять на вооружение предприниматели Московской области. "В этой части закон о ЕНВД Московской области аналогичен закону Архангельской области. Конечно, в Московской области есть свои суды, тот же ФАСМО может занять иную позицию по этому поводу, но в целом, согласно закону, такой род деятельности подпадает под режим уплаты ЕНВД",- говорит Руслан Ибрагимов. В то же время предпринимателям из Москвы это решение суда ничем не поможет: по закону города Москвы ЕНВД могут применять только распространители наружной рекламы.
"Безусловно, это решение - маленькая победа бизнеса. С другой стороны, скоро вопрос о применении и неприменении ЕНВД в отношении таких нестационарных объектов будет снят",- говорит эксперт "ОПОРЫ России" Юлия Духнина. Она напомнила, что с 1 января 2006 года вступают в силу изменения в главу 26.3 НК, согласно которым ЕНВД будет применим к услугам общественного питания, осуществляемым через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.


Деловая газета "Бизнес"