17.08.2005

Концепция изменится. Комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал концепцию реформирования и развития рынка распространения печатной продукции



МАРИНА НОСКОВИЧ

Совместить интересы издателей и распространителей вновь не удалось: первым документ понравился; вторые считают, что он разрушит рынок.
Правительство Москвы давно собиралось реформировать рынок распространения печатной продукции. Еще в конце прошлого года чиновники собирались, например, обязать все супермаркеты продавать прессу, но это решение так и не было принято.
В мае 2005 года комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал новую концепцию реформирования рынка распространения печати в столице, сообщил председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. В концепции (ее копия имеется в распоряжении "Бизнеса") признаются права издателей СМИ контролировать цену на свою продукцию на всех этапах реализации, а также получать достоверную информацию о продажах. Распространители должны частично или полностью возвращать нераспроданный тираж и получают право ограничить распространение издания, которое не пользуется спросом. В начале сентября новую концепцию должно рассмотреть правительство Москвы, что вчера подтвердили "Бизнесу" в комитете по телекоммуникациям и СМИ.
Издателям, которые уже давно выказывали недовольство существующей системой распространения прессы, концепция понравилась. "Распространители должны получать 15-20% прибыли, как во всем цивилизованном мире. А они накручивают по 300% на издании, поэтому издания продаются хуже",- жалуется генеральный директор ИД "Московский комсомолец" Павел Гусев. Он недоволен и существующей системой возврата непроданных тиражей. "Распространители наживаются на возвратах. Ведь никто не может проконтролировать, сколько списано, в то время как часть якобы списанных экземпляров они потом могут спокойно продавать",- возмущается он.
Распространители, напротив, концепцией недовольны. Как сообщил Александр Оськин, АРПП уже направила в комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы письмо, в котором указала, что распространители "не считают возможным поддержать предложенный вариант концепции". В концепции "прослеживается явный крен в пользу издателей в ущерб интересам распространителей", пишут дистрибуторы прессы. В первую очередь их не устраивает то, что издатели получают право устанавливать и контролировать цены на издания. "Практически все распространители вышли в прошлом месяце в ноль, и эта ситуация в ближайшее время не улучшится. Мы намерены посчитать наши затраты и выставить все счета издателям",- говорит генеральный директор сети "Метрополитеновец" Михаил Литвинов. По его словам, цены на издания, которые устанавливают ИД, не менялись уже очень давно, а многие издатели даже снижают цены. А замгендиректора группы "Логос" Дмитрий Гранкин считает, что конечную цену должна назначать отдельная независимая организация, которая будет "считать затратную и доходную части всех участников рынка".
Не устраивает распространителей и то, что издатели настаивают на возврате нераспроданных тиражей. "Стоимость обработки возврата в три-пять раз больше, чем обработка прямого посыла,- говорится в письме.- Например, зарубежные издатели сами оплачивают возврат". "Этого нет нигде в мире,- подтверждает Гранкин.- Издатель сам регулирует свои тиражи и сам оплачивает возврат, если на свой страх и риск напечатал больше". По его мнению, принятие такой концепции приведет к полному переделу рынка распространения. "Половина игроков вообще уйдет, начнутся демпинговые войны. Придется строить всю систему сначала",- уверяет Гранкин.
Корпоративный директор по распространению ИД Hachette Filipacchi Shkulev (HFS) Вячеслав Керов соглашается с тем, что предстоит еще долгое обсуждение концепции, прежде чем итоговый вариант устроит и издателей, и распространителей.


Деловая газета "Бизнес"