16.08.2005

ГОСТ как НОРД-ОСТ



Новый ГОСТ, разработанный ГИБДД, грозит обрушить рекламный рынок страны и Прикамья — при условии его неукоснительного соблюдения.

ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» после долгого откладывания, похоже, все-таки вступит в силу с 1 сентября этого года. Документ, регламентирующий порядок размещения конструкций наружки на дорогах, должен был вступить в действие еще в июле 2003 года. После чего эту дату отсрочили еще на год. Однако через месяц применение ГОСТа было прекращено, и документ отправили на доработку. В результате видоизмененный стандарт, существенно ужесточающий правила размещения наружной рекламы на дорогах, должен вступить в силу с 1 сентября этого года. Согласно ему, объекты и конструкции наружной рекламы должны отстоять друг от друга и от любого дорожного знака на расстоянии 100—150 м, а от края дороги в городах — на 5 м, в сельских поселениях — на 10.

Столичные аналитики пришли к выводу, что в случае неукоснительного исполнения этого документа, придется демонтировать порядка 80% рекламных конструкций, в результате чего рекламный рынок страны может сократиться на 570 млн долл. Московские рекламисты уже забили тревогу, договорившись обратиться в ФАС и к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой отложить вступление в действие этого ГОСТа.

Пермские рекламисты, опрошенные «bc», также соглашаются с тем, что новый ГОСТ в случае формального подхода к его соблюдению окажется убийственным для рекламного рынка. В то же время, отмечает директор рекламного агентства Lege Artis Антон Толмачев, ГОСТ в любом случае носит рекомендательный характер, и потому его неукоснительное соблюдение не может навязываться. Весь сыр-бор вокруг этого документа, говорит г-н Толмачев, разгорелся из-за коллизии, причиной которой послужили внутренние распоряжения по линии МВД.

Антон Толмачев:
— На самом деле, ГОСТ — документ, который никогда не являлся нормативным актом, и потому требовать его обязательного соблюдения никто не имеет права. Беспокойство среди рекламистов вызывает то, что документ изначально рекомендательного характера предписан органам надзора ГИБДД к обязательному исполнению письмом по министерской линии. Получается коллизия, ГОСТ имеет рекомендательное значение для рекламистов и обязательное для органов ГИБДД, согласующих размещение рекламных конструкций. Примечательно, что письмо не зарегистрировано в Минюсте и потому также не имеет силы нормативного акта. Так что если дело все-таки дойдет до судов, ссылаться в ГИБДД на него не смогут. Опять же надо понимать, что подобные изменения нормативной базы создают почву для злоупотреблений. Решит какой-нибудь ретивый чиновник сделать ГОСТ нормативным актом, и тут же встанет только один вопрос: чьи конструкции снести в первую очередь?

В ГИБДД корреспонденту «bc» не смогли дать четкого ответа, будет ли это ведомство требовать соблюдения норм, установленных новым ГОСТом, и существует ли в действительности некое внутреннее письмо на этот счет.

Виктор Ботин, старший госинспектор ГИБДД г. Перми:
— Мы будем стараться приводить рекламистов к соблюдению этого ГОСТа. В то же время не исключено, что этот документ будет снова отменен, ведь в нем все-таки остается много неурегулированных вопросов. Так, неясен вопрос с определением расстояний между рекламными носителями в зависимости от того, на одной ли стороне дороги они находятся. Что это значит, не совсем понятно. Также сказано, что между конструкциями, площадь поверхности которых находится в пределах от 6 до 18 метров (в первую очередь, щиты 3х6), расстояние не должно быть меньше 100 метров, а между превышающими эти параметры суперсайтами – 150 метров. А вот какое расстояние должно быть между суперсайтами и теми же самыми щитами 3х6, остается неясным.

В то же время, отмечает директор Пермской ассоциации рекламных агентств Александр Дубровский, пермских рекламистов пока больше волнует не ситуация с новым ГОСТом, а обещанные вице-мэром Перми Владимиром Бирюковым сентябрьские конкурсы на получение мест под рекламные конструкции.

Александр Дубровский:
— Большинство рекламистов считают что конкурс — это лучшая форма распределения мест под рекламу. Ведь этот механизм позволяет создать на рынке более честные условия конкурент­ной борьбы, дает возможность входа на рынок для новых игроков. Единственный вопрос, чем это все обернется на практике. Ведь конкурсных условий никто пока так и не видел. Очевидно, что если городской департамент имущественных отношений не возьмет на себя процедуру согласования разыгрываемых по конкурсу мест в соответствии с этим ГОСТом в ГИБДД, вся идея окажется загубленной на корню. Получится, что рекламное агентство конкурс выиграет, а место ему не дадут, потому что не дадут добро контролирующие ведомства.


Позицию чиновников относительно введения нового ГОСТа «bc» выяснить не удалось, однако известно, например, что Владимир Бирюков обвиняет рекламистов в том, что они и сами не отличаются усердием в соблюдении нормативов по расстояниям между рекламными конструкциями. Так, отмечает чиновник, многие рекламные объекты находятся менее чем в 75 метрах друг от друга, что является нарушением существующих СНИПов, в отличие о ГОСТа, обязательных к исполнению. // Андрей Прудников. Business Class, №30 (46)

Новости наружной рекламы