16.08.2005

Авиаброкеры создают авиакомпанию, рассчитанную на 40 пассажиров



Как стало известно Ъ, ООО "Траверс-Авиа Сервис", специализирующееся на авиаброкерских услугах, договорилось с американской авиастроительной компанией Raytheon Aircraft о покупке пяти самолетов Hawker 800 XPi и Hawker Horizon (каждая из машин рассчитана на перевозку восьми пассажиров). Сумма сделки с учетом таможенных платежей превысит $110 млн. Это первый случай приобретения российской компанией столь крупной партии новых машин бизнес-класса. Однако участники рынка бизнес-перевозок сомневаются в том, что эксплуатация новых административных судов будет выгодной.

Бизнес-перевозки внутри России выполняются в основном на отечественных самолетах Ту-134 и Як-42, переоборудованных в так называемый вариант "салон", за рубеж – на административных самолетах (или business-jets) Gulfstream IV, Falcon 900 и BAe-125-700/800. Как правило, иностранные воздушные суда, эксплуатируемые российскими авиакомпаниями, специализирующимися на бизнес-перевозках, находятся в собственности крупных компаний или бизнесменов. В 2004 году было выполнено порядка 30 тыс. полетов деловых самолетов. Годовой оборот рынка оценивается в $800-900 млн. Основными участниками рынка являются отечественные ООО "Авком-Коммерческая авиация", ООО "Джет-2000" и иностранные операторы Jet Aviation и NetJets.

Как стало известно Ъ, на рынке бизнес-перевозок вскоре появится новый участник. На этой неделе ООО "Траверс-Авиа Сервис", специализирующееся на организации чартерных перевозок пассажиров, подпишет с Raytheon Aircraft соглашение о приобретении пяти самолетов бизнес-класса Hawker 800 XPi (вместимость – восемь пассажиров, дальность полета – 4,8 тыс. км) и Hawker Horizon (восемь пассажиров, 6,3 тыс. км). Сам контракт планируется подписать не позднее 1 декабря. Предварительный план поставки предусматривает, что первые два Hawker 800 XPi начнут эксплуатироваться в марте 2006 года, еще два в октябре, пятый – в марте 2007 года, после чего два самолета будут заменены на Hawker Horizon, являющийся последней разработкой Raytheon Aircraft, еще не запущенной в серийное производство. Каталожная стоимость одного Hawker 800 XPi – $13,7 млн, Hawker Horizon – около $20 млн, а с учетом таможенных платежей общая сумма сделки, по словам Владимира Зиберова, исполнительного директора "Траверс-Авиа Сервиса", до 2000 года возглавлявшего авиаподразделение "Сибнефти", превысит $110 млн. Машинам предстоит пройти процедуру сертификации в России.

Евгений Коротаев, заместитель представителя компании Burton Barnsley в России, обеспечивающей сопровождение сделки, сообщил Ъ, что с Ex-Im Bank USA достигнута предварительная договоренность о финансировании покупки самолетов. Речь идет о связанном кредите на 20 лет по ставке LIBOR+2%. Вместе с тем "Траверс-Авиа Сервис" рассматривает несколько вариантов приобретения авиакомпании, в свидетельство эксплуатанта которой планируется внести покупаемые суда. "Это будет самый крупный эксплуатант собственных воздушных судов бизнес-класса в России. Ведущие игроки на этом рынке имеют либо ограниченный собственный парк, либо корпоративные воздушные суда",– заявил Ъ господин Зиберов. Опрошенные Ъ менеджеры "Траверс-Авиа Сервиса", являющиеся выходцами не только из авиаподразделения "Сибнефти", но и из коммерческой службы "Газпромавиа", рассчитывают, что проект с учетом постоянно растущего рынка бизнес-перевозок (по разным оценкам, прирост составляет от 15% до 30% в год) окажется прибыльным, а сами самолеты окупятся в течение десяти лет.

Однако участники рынка их оптимизма не разделяют. "Мы можем только приветствовать появление нового авиаперевозчика, однако подобные планы озвучивались уже много раз разными компаниями, но так и не были осуществлены,– сообщил Ъ гендиректор 'Авкома' Евгений Бахтин.– Я сомневаюсь, что дорогостоящий XPi окупится даже за десять лет. Клиент не отличит салон нового Hawker от такого же подержанного, а стоимость перевозки на машине 'с завода' однозначно будет дороже". "Ни один новый самолет не может быть основой проекта коммерческих бизнес-перевозок",– утверждает президент "Джет-2000" Леонид Кошелев. По его словам, цена часа использования бизнес-чартера сейчас сравнима с расходами на летный час по эксплуатации самолета. Отметим, что отчасти бизнес VIP-перевозок финансируется крупными компаниями, которые как владельцы самолетов несут расходы по их содержанию и обслуживанию.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ