10.08.2005

ФАС не взяла подземный "Олимп"



Московский арбитражный суд принял сторону правительства Москвы в споре с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по поводу размещения рекламы в городском метрополитене. Вчера суд решил, что правительство Москвы не нарушало закон "О конкуренции" и ФАС необоснованно потребовала от столичных властей отмены постановления #270 "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене". Таким образом, продавец метрорекламы компания "Олимп" продолжит торговать подземными рекламоносителями до 2011 года. Участники рынка считают, что право на размещение рекламы в метро необходимо выставить на конкурс.

По итогам конкурса, проведенного в 2002 году, годичные контракты на размещение рекламы в московском метро получили четыре компании: "Метрореклама", "Максима", "ТВ-Проект" и "Альмакор". Победители создали управляющую компанию ООО "Олимп", которой передали права на реализацию рекламных возможностей Московского метрополитена. В 2003 году договор с учредителями "Олимпа" был продлен еще на год. При этом они платили правительству Москвы за право продажи рекламы в метро немногим более $18 млн в год (по ценам 2002 года). Прошлой весной, согласно постановлению #270 "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене", договор с "Олимпом" без проведения конкурса был продлен еще на семь лет - до 2011 года. Размер платежей городу ООО увеличило незначительно - до $22 млн. По экспертным оценкам, объем рынка метрорекламы составляет приблизительно $40-50 млн в год.

В конце апреля ФАС вынесла решение по делу о нарушении правительством Москвы антимонопольного законодательства. В ФАС сочли, что столичные чиновники безосновательно предоставили льготы ООО "Олимп". По мнению ФАС, выпустив в апреле прошлого года постановление #270 "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене", городские власти нарушили 1-й пункт статьи 7 закона "О конкуренции", который запрещает огранивать самостоятельность хозяйствующих субъектов. ФАС направила правительству Москвы предписание отменить первые пять пунктов постановления #270. Фактически это означало отмену всего постановления, так как именно они описывают схему работы ООО "Олимп" с Московским метрополитеном. Так, первый пункт санкционирует заключение договора с "Олимпом", третий предписывает ГУП "Московский метрополитен" и комитету рекламы заключить с этой компанией семилетний договор на право размещения рекламы в метро. А пятый пункт описывает, как ООО должно расплачиваться с метрополитеном за использование его рекламных ресурсов. Московские власти выполнять предписание ФАС отказались, обратившись в суд.

Вчера московский арбитраж решил, что ФАС безосновательно возбудила дело о нарушении правительством Москвы антимонопольного законодательства. Предписание об отмене постановления #270 также признано незаконным. Суд не увидел в действиях городских властей нарушения 1-го пункта статьи 7 закона "О конкуренции", на которое ссылается ФАС. "Суд в полном объеме отменил решение и предписание комиссии ФАС,- заявил Ъ замначальника правового управления ФАС Олег Мишаков, представлявший интересы своего ведомства в суде.- Мотивировочной части мы пока не получили, но, судя по ходу процесса, судья решил, что мы не смогли доказать, что 270-е постановление правительства Москвы ограничивает конкуренцию". По его словам, ФАС намерено обжаловать решение суда первой инстанции.

В правительстве Москвы позицию ФАС считают проигрышной - в первую очередь потому, что она противоречива. "Когда ФАС разбирала это дело на внутренней комиссии, у них были одни вопросы к правительству Москвы. А в решении, которое они нам затем направили, были совершенно другие формулировки,- сообщил Ъ директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер, представлявший в суде интересы города.- По существу они оспаривали право города распоряжаться имущественными правами принадлежащего ему метрополитена".

Операторы рынка наружной рекламы тем не менее разделяют позицию антимонопольного ведомства. "Похоже, что Лужкова неверно проинформировали, когда он подписывал 270-е постановление,- говорит глава крупной московской рекламной фирмы.- Он постоянно заявляет, что нужно наращивать поступления в бюджет, и при этом подписывает постановление, по которому перспективный рынок метрорекламы отдается без конкурса на сверхльготных условиях одной компании. Пока ФАС судится с чиновниками, рынок рекламы в метро растет на 30% в год и горбюджет ежегодно недополучает как минимум $20 млн". "Видимо, ФАС не хватило чисто юридических аргументов, так как по сути они правы,- считает заместитель гендиректора компании 'Вершина' Владимир Пантюхин.- Похоже, что этот судебный процесс может растянуться на годы".

ТИМУР БОРДЮГ

КоммерсантЪ