09.08.2005

РЖД законсервировали рынок. Перевозка скоропортящихся продуктов искусственно подорожала



ИРИНА МОКРОУСОВА
НИКОЛАЙ ДИЦМАН
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА


"Российские железные дороги" (РЖД) ужесточили режим перевозки некоторых видов скоропортящихся продуктов питания. В частности, уже месяц железнодорожники отказываются выдавать разрешения на перевозку консервированной продукции в обычных крытых вагонах, заставляя производителей использовать только изотермические, которые вдвое дороже. Производители консервов прогнозируют рост цен на 25% и спешно ищут альтернативу РЖД.
Правила перевозок отдельных видов товаров железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения в июле 2003 года. Они основываются на инструкциях советских времен, в соответствии с которыми срок перевозки отдельных видов продуктов, в частности консервов, пива и безалкогольных напитков, обычными крытыми вагонами зимой, весной и осенью ограничивается десятью днями. А в летние месяцы использование крытых вагонов вовсе запрещено. Если сроки поставок превышают 10 дней, РЖД требует от клиентов использовать специальные изотермические вагоны, но они существенно дороже. По оценкам начальника юридического отдела группы "Рич" (брэнд Green Ray) Петра Полищука, доставить обычный вагон консервов из Москвы в Красноярск стоит 70 тыс. руб., а термовагон - 140 тыс. руб., при этом грузоподъемность термовагонов на 10% меньше, чем у крытых. А по расчетам председателя правления консервного холдинга "Помидорпром" Максима Протасова, термовагон с учетом накладных расходов обходится дороже почти на 100 тыс. руб.
До недавнего времени производители решали эту проблему двумя способами: либо перевозили консервы под видом других продуктов тех же кодов, либо заключали с РЖД соглашения об особых условиях поставок, по которым с РЖД снималась всякая ответственность за порчу продуктов во время доставки. "Обычно договоры об особых условиях подписываются в июне. В этот раз РЖД тянули до последнего, а в июле вдруг объявило, что не будет подписывать их вообще",- говорит владелец крупного производителя продуктов питания. "Мы подали заявку, но пока ответа не получили",- подтверждает другой участник рынка. То же самое говорят еще несколько участников рынка, и их слова "Бизнесу" подтвердил высокопоставленный источник в РЖД.
Максим Протасов считает, что действия РЖД снижают конкурентоспособность российских производителей: "Если компания везет продукты из-за границы, она заключает договор с перевозчиком примерно на таких же условиях, какие мы имели раньше. Они могут вести свою продукцию в любую точку России в обычных вагонах. Выходит, что они получают преимущество перед отечественными производителями". "Мы отгружаем в летний сезон 180 вагонов, что обходится примерно в $300 тыс. По новым правилам платить РЖД надо уже $642 тыс.",- делится расчетами Протасов. По его словам, использование термовагонов приведет к удорожанию отечественных консервов примерно на четверть.
В РЖД "Бизнесу" сообщили, что для производителей консервов отмена особых условий отнюдь не является новостью. "Нам поступают жалобы от конечных получателей скоропортящихся товаров, и мы давно предупреждали грузоотправителей, что это когда-нибудь произойдет,- сообщил источник в компании.- Так что время на подготовку у них было". Действительно, некоторые производители продуктов питания уже давно смирились с требованиям РЖД. Так, директор бизнес-направления "Соки России" группы компаний "Нидан" Андрей Яновский рассказал "Бизнесу": "Контроль за соблюдением параметров перевозки пищевых продуктов был усилен, поэтому "Нидан" уже отказался от перевозок соковой продукции в обычных, неизотермических вагонах. Изотермические вагоны, как правило, находятся в лучшем техническом состоянии по сравнению с крытыми".
Впрочем, и он признает, что себестоимость перевозки в изотермическом вагоне значительно увеличивается: "На отдельных направлениях рост доходит до 110%, поэтому с целью сохранения экономической выгоды железнодорожные перевозки приходится частично замещать перевозками автомобильным транспортом". "Помидорпром", по словам Протасова, тоже перешел на доставку автотранспортом, что обходится дороже примерно на 45%. "Причем смена каналов доставки лишает РЖД существенной части доходов",- обращает внимание Протасов.
Другой крупный производитель продуктов питания "Балтимор" и вовсе временно прекратил отгрузку консервов. В дальнейшем, говорит владелец компании Алексей Антипов, холдингу придется повышать отпускные цены на продукцию примерно на 5-10% в зависимости от региона доставки. "Такая ситуация даст преимущество региональным производителям, продукция которых не подорожает. Но страна у нас большая, и инфляция неизбежна - в сентябре продукты вырастут в цене. Премиальные товары не сильно пострадают, а вот те, кто торгует дешевыми продуктами, могут вообще вылететь с рынка",- прогнозирует Антипов.
Участники рынка предполагают, что, меняя свою политику, РЖД действует в интересах своего дочернего предприятия "Рефсервис", которое как раз специализируется на перевозках скоропортящихся продуктов. Во всяком случае, в распоряжении именно этой компании находится примерно 80% всех имеющихся в России изотермических вагонов - порядка 11 тыс. штук. Однако источник, близкий к одной из компаний, производящих овощные консервы, сомневается, что РЖД удастся заставить всех производителей пользоваться термовагонами. "Чем выкидывать деньги на ветер, проще договориться с начальником ближайшей к заводу станции и провозить консервы в обычном вагоне под видом макарон или других непортящихся товаров",- говорит собеседник "Бизнеса", отмечая, что, скорее всего, именно таким образом и решит проблему целый ряд производителей продуктов питания. Еще один участник рынка придерживается другой точки зрения: "Они явно взялись за дело серьезно. Создана целая комиссия по контролю за содержанием грузов".
Впрочем, производители продуктов питания не оставляют надежды урезонить РЖД. По сведениям "Бизнеса", в ближайшее время они намерены направить жалобу на действия монополиста. "Мы предлагаем привести порядок получения разрешений на провоз товаров в обычном подвижном составе в соответствие с европейскими правилами. В этом случае нести ответственность за качество груза будет только грузоотправитель,- говорит Петр Полищук.- Мы хотим и готовы находиться в правовом поле, однако оно должно быть адекватным рыночным реалиям".


Деловая газета "Бизнес"