29.07.2005

Из-под Юрия Лужкова выбивают площадь. Федеральные власти требуют у него 2 млн квадратных метров



Федеральные власти потребовали от правительства Москвы безвозмездно передать им более 2 млн кв. м административных зданий, которые они в настоящее время арендуют на льготных условиях. Такое требование содержится в письме на имя мэра Москвы Юрия Лужкова, подписанном главами Минфина Алексеем Кудриным, Минэкономразвития Германом Грефом и руководителем Росимущества Валерием Назаровым, которое оказалось в распоряжении Ъ. Запрашиваемый метраж составляет почти треть от всех сдаваемых в аренду муниципальных площадей Москвы. Этот документ стал ответом федералов на решение столичных властей повысить арендные ставки на принадлежащие городу помещения. В ответ мэрия Москвы заявила, что имеет полное право приватизировать спорные здания.


Излишки площадей
В письме мэру Юрию Лужкову, которое было отправлено 12 июля, главы Минфина Алексей Кудрин, Минэкономразвития Герман Греф и руководитель Росимущества Валерий Назаров, ссылаясь на три федеральных закона (#122 от 22 августа 2004 года, #131 от 6 октября 2003 года и #184 от 6 октября 1999 года), напоминают, что в собственности субъектов РФ и муниципальных образований может находиться только то имущество, которое необходимо им для реализации своих полномочий. По мнению авторов обращения, "использование находящихся в собственности города Москвы административных зданий... на коммерческой основе (передача их в аренду) означает, что данные объекты не требуются субъекту РФ – городу Москве непосредственно для реализации его полномочий". На этом основании руководители Минфина, МЭРТа и Росимущества предлагают правительству Москвы в кратчайшие сроки сформировать перечень административных зданий и служебных помещений, находящихся в собственности города и используемых органами госвласти РФ, и безвозмездно передать их в собственность федерального центра.

    В настоящее время Москва сдает в аренду около 7 млн кв. м нежилых площадей. Из них 2,113 млн кв. м на льготных условиях занимают федеральные структуры: суды, налоговые инспекции, прокуратуры, ФГУПы, научные институты, объекты соцкультбыта и так далее. В частности, около трети площадей арендуют организации, подведомственные МВД; среди крупных арендаторов также структуры ФСБ РФ, Минюста РФ, МИД РФ, Мининформсвязи РФ (100-300 тыс. кв. м). В большинстве случаев они платят символическую арендную плату – до 600 руб. за 1 кв. м в год (некоторые силовые структуры платят, по данным правительства Москвы, всего 1 руб. за 1 кв. м). Рыночная ставка аренды подобных площадей, по данным отраслевых экспертов, составляет сейчас $200-600 за 1 кв. м в год.


Злостный неплатеж
Напомним, что, согласно закону #122, передача имущества из собственности субъекта РФ в федеральную собственность "осуществляется безвозмездно по решению правительства РФ на основании предложений субъекта РФ, направленных в правительство РФ". Как утверждают в столичном департаменте имущества, в соответствии с тем же законом предложения о передаче имущества в федеральную собственность субъекты РФ должны были направить в правительство РФ до 1 октября 2004 года, а решения правительства о передаче объектов должны были быть приняты до 1 декабря 2004 года. Однако московские власти делать предложения о передаче недвижимости в федеральную собственность не стали.

Более того, 21 декабря 2004 года мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление #874-ПП об обращении в Конституционный суд (КС) с просьбой рассмотреть законность ряда положений закона #122. В частности, по мнению столичных чиновников, пункт о безвозмездной передаче помещений в федеральную собственность противоречит Конституции РФ. В КС Ъ сообщили, что в марте на открытом заседании суда рассмотрение обращения было отложено, так как столичное и федеральное правительства изъявили желание договориться.

Между тем конфликт между ними с тех пор только усилился. В 2005 году департамент имущества Москвы начал реформу, в рамках которой заключает новые договоры аренды принадлежащих городу площадей по рыночным ставкам. Под реформу подпали и помещения федеральных структур, которым столичные власти предписали увеличивать арендные платежи на 30% ежегодно вплоть до достижения их рыночного уровня.

Однако понимания эта инициатива не встретила. Более того, госарендаторы не могут расплатиться с городскими властями даже по старым ставкам. В конце апреля Юрий Лужков обратился к премьеру Михаилу Фрадкову с письмом, в котором утверждает, что федеральные организации и учреждения отказываются оплачивать аренду помещений, находящихся в собственности города; по состоянию на 5 апреля их долги достигли 1,4 млрд руб. Господин Лужков попросил главу правительства принять меры к погашению задолженности и обеспечению своевременной оплаты аренды во втором полугодии 2005 года и в 2006 году.

Минфин, которому Михаил Фрадков поручил разобраться в ситуации, ответил, что к моменту выхода постановления правительства Москвы о новом порядке расчетов за аренду (30 ноября 2004 года) бюджетные лимиты расходов федеральных органов власти уже были утверждены и министерство "не видит оснований для их изменения". Более того, глава Минфина Алексей Кудрин начал контрнаступление на Юрия Лужкова. В письме главе правительства от 29 апреля министр предложил дать поручение Минэкономразвития совместно с Росимуществом провести проверку обоснованности применения правительством Москвы нового подхода в установлении ставок аренды в отношении бюджетных учреждений.

А 27 июня на совещании у Михаила Фрадкова органам исполнительной власти субъектов РФ было настоятельно рекомендовано в месячный срок подготовить перечни имущества, необходимого для осуществления их полномочий и находящегося у иных собственников государственного и муниципального имущества, с целью подготовки соответствующих проектов решений о передаче указанного имущества. Таким образом, был официально открыт новый виток борьбы госструктур за недвижимость, в ходе которого и появилось письмо, подписанное господами Грефом, Кудриным и Назаровым.


Решительные меры
В настоящее время столичные власти готовят официальный ответ на письмо мэру. Юристы департамента имущества Москвы уверяют, что недвижимость, о которой идет речь в письме, вполне может использоваться для размещения органов власти столицы. "То обстоятельство, что это имущество сейчас используется федеральными органами власти, не может быть аргументом в пользу того, что оно не является необходимым для обеспечения деятельности субъекта РФ,– отмечается в правовом заключении специалистов департамента.– Москва предоставляет помещения федеральным органам власти и прочим госорганизациям в соответствии с законом о статусе столицы, в ряде случаев не оставляя в своем пользовании даже то имущество, которое реально нужно городу".

Представители департамента также подчеркивают, что безвозмездная передача в федеральную собственность вовсе не единственный вариант развития событий, даже если какое-то имущество будет признано ненужным городу. Согласно ст. 2 закона #95 от 4 июля 2003 года, оно может быть перепрофилировано или отчуждено, то есть приватизировано, и закон не устанавливает четких критериев выбора того или иного пути. Иными словами, московские чиновники угрожают федеральным, что те просто лишатся своей недвижимости.

В Минфине и Росимуществе вчера комментировать имущественные претензии к московским властям отказались. В Минэкономразвития ограничились подтверждением, что Герман Греф "поддерживает инициативу передать столичную недвижимость в федеральную собственность".

Пока ведется вся эта переписка, столичные власти решили просто подождать. "Рассмотрение запроса в КС позволяет пока не исполнять требования закона #122,– заявили Ъ в департаменте имущества города.– Федеральные власти пока не обращались с исками в суд о принуждении правительства Москвы к передаче имущества, косвенно подтверждая, что точку в этом вопросе должен поставить КС".

Вместе с тем правительство Москвы уже начало подавать в арбитражные суды иски к организациям федерального подчинения с требованиям заключать договоры по рыночной стоимости. О деталях этих процессов в департаменте говорить пока отказываются, но отмечают, что общие итоги этой работы с учетом сроков рассмотрения исков будут получены в декабре 2005 года. К этому моменту КС уже должен вынести свой вердикт по закону #122. И тогда между Москвой и федеральными органами власти уже начнется настоящая война за недвижимость.

Ъ будет следить за развитием событий.

ВЕРА Ъ-КОВАЛЕВА



Как Юрий Лужков конфликтовал с федеральными властями

В сентябре 1993 года Юрий Лужков обвинил председателя Госкомимущества Анатолия Чубайса в "преступлениях в области приватизации". Мэр выступал против продажи акций крупных московских предприятий за ваучеры или на аукционах, настаивая на том, чтобы они распределялись среди трудовых коллективов. 10 июня 1994 года президент Борис Ельцин подписал указ о введении в Москве "особого порядка приватизации", по которому 20% акций предприятий резервировалось за мэрией.

14 апреля 1998 года премьер Сергей Кириенко и Юрий Лужков подписали соглашение о передаче в собственность города автозавода "Москвич", находящегося в затруднительном финансовом положении. Однако соглашение не было исполнено, так как Минфин отказался списать с предприятия долги бюджету. 7 мая 2003 года мэрия инициировала процесс банкротства завода, подав иск в арбитраж. 28 января 2004 года суд признал "Москвич" банкротом, оставив его в федеральной собственности.

11 апреля 2000 года мэрия Москвы подала в мосарбитраж иск к МАП РФ и МГТС о необоснованном повышении тарифов на телефонные переговоры с 30 до 52 рублей в месяц. Ранее Юрий Лужков просил правительство РФ отменить повышение тарифов и передать полномочия по их утверждению городу, но получил отказ. Суд отказался рассматривать иск.

11 апреля 2002 года мэр направил президенту Владимиру Путину обращение с просьбой передать аэропорт "Внуково" городу. Против выступило Минимущество, которое настаивало на том, что все аэропорты должны быть в федеральной собственности. Однако 31 октября 2003 года премьер Михаил Касьянов распорядился передать 61% акций "Внуково" Москве в счет федеральных бюджетных субвенций за исполнение функций столицы.

12 августа 2002 года мэр обратился в Конституционный суд с запросом о проверке Земельного кодекса и закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", принятых незадолго до этого. По мнению столичных властей, городской бюджет мог выручить от продажи земли в частную собственность гораздо больше денег, чем разрешают данные нормативные акты. 5 ноября 2003 года запрос отклонен как неподведомственный суду.

2 октября 2002 года мэрия Москвы направила в КС запрос о законности постановления Верховного совета РСФСР от 27 декабря 1991 года о передаче памятников общероссийского значения в федеральную собственность и указа Бориса Ельцина от 20 февраля 1995 года, установившего перечень этих памятников. Мэрия не хочет расставаться с объектами недвижимости, в реставрацию которых вложены значительные средства. Запрос рассматривается в КС.

10 июня 2003 года Юрий Лужков подал запрос в КС о проверке закона "О несостоятельности (банкротстве)", который лишал субъекты федерации возможности участия в процедуре банкротства. 25 декабря 2003 года запрос был отклонен как не относящийся к юрисдикции суда.




КоммерсантЪ