28.07.2005

Золотая семечка. Рост экспорта подсолнечного масла вызвал рекордное повышение цен на внутреннем рынке



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА


Экспорт сырого подсолнечного масла в России может превысить в этом сезоне 300 тыс. тонн, и этот показатель станет абсолютным рекордом. Еще один рекорд поставили внутренние цены - с начала лета они выросли на 13%.
По данным агентства "СовЭкон", экспорт сырого подсолнечного масла в России удваивается за последние три года: экспорт в сезоне 2002-2003-го составлял 77,7 тыс. тонн, в 2003-2004 годах - 150,6 тыс. тонн, а в текущем сезоне, с октября по май, Россия экспортировала уже 158,7 тыс. тонн сырого подсолнечного масла. "До конца текущего сезона еще четыре месяца. За это время экспорт может приблизиться к 300 тыс. тонн, эта цифра станет рекордной для России",- отмечает ведущий аналитик "СовЭкон" Андрей Сизов.
В то же время сезонный рост цен на этот продукт внутри страны достиг 13%. "Это самый высокий показатель сезонного роста цен за последние два сезона",- говорит Андрей Сизов.
"Рост цены и увеличение экспорта взаимосвязаны. Как только предприниматели находят новые каналы сбыта и возможность больше продавать, они могут увеличивать цену",- поясняет владелец "Балтимор-холдинг" Алексей Антипов. Он уверен, что цены на масло будут расти до конца сезона. По мнению Сизова, если темпы роста цен сохранятся, то за год они могут увеличиться вдвое.
Еще одна причина роста цен - увеличение себестоимости масла. В течение прошлого года подсолнечник подорожал на 25% по сравнению с предыдущим периодом, говорит владелец "Балтимора".
Впрочем, цены на дефицитное сырье для производства масла будут расти и дальше. "Мощности по переработке масличных культур в стране растут очень высокими темпами. Сейчас они достигают примерно 6 млн тонн масла в год, в то время как несколько лет назад не достигали 4 млн тонн,- сообщает Андрей Сизов.- Рост мощностей продолжается, можно прогнозировать, что в ближайшие годы они превысят 7 млн тонн". Он также отметил, что при условии роста мощностей по переработке главной проблемой для отрасли может стать нехватка сырья. "Нас немного беспокоит рост мощностей по маслу в России, но "Балтимор" сам обеспечивает себя сырьем. Нельзя нарастить площади по подсолнечнику. Единственный резерв - это увеличение урожайности",- считает Алексей Антипов.
По прогнозам Алексея Антипова, проблема разрешится тем, что спрос на подсолнечное масло начнет падать. "В других странах спрос давно сместился с подсолнечника на сою и рапс. Я уверен, что это случится и с Россией. Качество конечной продукции на основе сои и рапса не хуже, чем на основе подсолнечника",- убежден Антипов.
Впрочем, это, вероятно, случится "не завтра". "В сентябре цена на масло снова понизится",- прогнозирует Антипов. С ним соглашается генеральный директор "Торгового дома W.J." Алексей Коломин.


Деловая газета "Бизнес"