28.07.2005

Утопия русского блокбастера



Продюсеры отечественных мегапроектов в кино говорят о рекордных суммах – сборы перевалили за 18 миллионов долларов. Однако АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ не согласен с тем, что путь развития русского кино – это национальный блокбастер.


Сомнительный рекорд
Год назад мы с энтузиазмом говорили о "нашествии варваров" – российских кинематографистов, которые покусились на священную голливудскую империю и даже частично вытеснили ее с наших территорий. В этом году можно сказать, что процесс продолжается, но никакой особой радости и гордости не вызывает, хотя достигнут новый рекорд: "Турецкий гамбит" обошел "Ночной дозор" и собрал рекордную сумму в восемнадцать с половиной миллионов долларов.

Подобные цифры гипнотизируют глаз только в первый момент и на фоне того униженного положения, которое занимало российское кино в нашем кинопрокате. На самом деле их надо делить на два, на три и на четыре, зная склонность нашего народа к припискам. Во-первых, прокат как оголтелый сопротивляется введению единой компьютерной системы учета посещаемости, и это симптоматично. Во-вторых, нужно учитывать размер сумм, вбуханных в рекламу.

Но главное не в количестве, а в качестве. Достаточно посмотреть на топ-лист российских рекордсменов проката, чтобы увидеть: он пестрит посредственными фильмами, в которых очень мало профессиональных достижений. Среди этих немногих – роль Никиты Михалкова в "Статском советнике" и некоторые эпизоды "Боя с тенью" Алексея Сидорова. Понятно, что прокатные топ-листы всегда предполагают торжество китча или масскульта, но вряд ли в какой другой стране их уровень опускается до такой низкой отметки, как в России.


Одинокое солнце в космосе
Еще больше беспокоит положение дел с арт-хаусным кино. При том, что объем годового кинопроизводства в нашей стране приближается к 100 фильмам, что соответствует доперестроечному уровню, тем не менее на пальцах одной руки можно сосчитать достойные и представляющие хоть какой-то художественный интерес работы.

Это особенно заметно по конвульсиям внутренних и международных кинофестивалей. Второй год подряд не сумели найти ни одной российской картины для Канна – с тех пор как туда перестал ездить Александр Сокуров. Именно его "Солнце" участвовало в этом году в Берлинском фестивале, иначе здесь, как уже несколько лет подряд, тоже не было бы ничего "из России с любовью". Нормально ли то, что у нас один режиссер на два крупнейших фестиваля? Нормально ли, что в списке из 30 фильмов года, претендующих на звание лучшего по версии ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы), есть только один российский и этот один – опять же "Солнце"? Других планет просто-напросто не существует.

Не менее дико, что стало почти неразрешимой задачей нарыть из горы шлака один-единственный российский фильм для Московского фестиваля, находящегося под прямым патронажем главного финансиста российского кинематографа – Министерства культуры. Для этого потребовалась непростая операция по выбиванию картины "Космос как предчувствие" из конкурса сочинского "Кинотавра". Да и сам "Кинотавр", если исключить картину-победительницу "Бедные родственники", не принес открытий.


Время жатвы еще не пришло
На излете прошлого сезона в мировом прокате и на фестивальной арене продолжали присутствовать несколько фильмов, с которыми в мире связывали надежды на ренессанс российского кино: "Возвращение", "Время жатвы", "Свои", "Шиза", "Последний поезд", "Настройщик", "Коктебель". В этом году можно назвать только один фильм такого типа и уровня – "4" Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина. Он и имел соответствующий арт-хаусный успех в мире, хотя в России некоторые патриоты-кинематографисты отказались "считать себя соотечественниками Хржановского". Лишь сейчас появилась новая, очень талантливая картина Алексея Германа-младшего "Гарпастум", она отобрана в конкурс Венецианского фестиваля. Но это уже другая история, которая будет разыгрываться в следующем сезоне.

Вскоре разыграется и другой сюжет, на который сегодня делают ставку многие наши продюсеры,– дрейф российского кино от арт-хауса к блокбастерам, к большим бюджетам, крупным формам и популярным жанрам. Некоторые энтузиасты этого процесса считают, что радикально изменится сам имидж нашей кинематографии: надежды возлагались сначала на "Ночной дозор", теперь – на "Девятую роту" Федора Бондарчука.

Теоретически такой поворот возможен. Практически его пока что довольно трудно представить. Феноменальный успех в России "Ночного дозора" заинтриговал крупные западные компании, но они пока никак не разродятся с выпуском картины, в которую вложены солидные голливудские деньги. Когда это произойдет, мы и узнаем настоящие цифры посещаемости, в которых материализуется абстрактный западный "интерес". С другой стороны, нет никаких признаков того, что за рубежом намерены всерьез раскручивать другие блокбастеры made in Russia. Самыми кассовыми отечественными фильмами XXI века в зарубежном прокате остаются "Русский ковчег" и "Возвращение", собравшие около семи миллионов долларов каждый и блокбастерами никак не являющиеся.

Имидж российского кино, конечно, будет меняться: он не может ассоциироваться только с эстетическим радикализмом Тарковского и Сокурова, как не мог законсервироваться в агитпропе советских времен. Но нет никаких оснований полагать, что из этого имиджа вовсе выпадет как компонент авторское начало. Которое, впрочем, может вполне мирно уживаться с крупногабаритными формами. Лучшие фильмы Спилберга, Бессона и Бондарчука-старшего свидетельствуют как раз об этом. Их худшие фильмы, сделанные в период, когда они почувствовали себя королями производственных империй, свидетельствуют о том же, только от противного. А безличные русские "блокбастеры", закатанные в асфальт одномерной продюсерской стратегии, суть не что иное, как оборотная сторона авторского мессианизма и того же советского агитпропа. Идея в наши дни закидать мир русским блокбастером, а заодно и нашей национальной идеей так же утопична, как коммунизм, и столь же экономически сомнительна.


TOP 10. Лидеры кинопроката 2005 года США/Канада

Место в
рейтинге

Название фильма

В главной роли
Общий
сбор ($
млн)
1"Звездные войны. Эпизод III – Месть
ситхов" (Star Wars: Episode III –
Revenge of the Sith)
Юэн Макгрегор$375,9
2"Знакомство с Факерами" (Meet The
Fockers)
Роберт де Ниро$279,2
3"Суперсемейка" (The Incredibles)Компьютерно-анимационный$261,4
4"Война миров" (War of the Worlds)Том Круз$208,4
5"Бэтмен: Начало" (Batman Begins)Кристиан Бейл$191,1
6"Мадагаскар" (Madagascar)Компьютерно-анимационный$186,7
7"Правила съема: метод Хитча" (Hitch)Уилл Смит$177,6
8"Мистер и миссис Смит" (Mr. & Mrs.
Smith)
Брэд Питт$174,6
9"Сокровище нации" (National Treasure)Николас Кейдж$173,0
10"Полярный экспресс" (The Polar Express)Том Хэнкс$162,8
Отсчет кассовых сборов в США за год начинается с конца ноября прошлого года.

По данным журнала "Кинобизнес сегодня".




Российские фильмы в кинопрокате СНГ с декабря 2004 по июнь 2005 года (включает сборы в России, Белоруссии, Казахстане, Молдавии и Армении)

НазваниеВ главной ролиДистрибуторОбщий сбор
($)
1. "Турецкий гамбит"Егор Бероев"Гемини"18 520 254
2. "Статский советник"Олег Меньшиков"Каро Премьер"7 409 556
3. "Бой с тенью"Денис НикифоровЦПШ7 200 980
4. "Личный номер"Алексей Макаров"Гемини"4 556 246
5. "Жмурки"Алексей Панин"Наше кино"3 534 579
6. "Сматывай удочки"Алексей Кравченко"Гельварс"3 083 636
7. "Побег"Евгений МироновЦПШ2 180 689
8. "Алеша Попович и Тугарин Змей"Анимационный"Наше кино"1 728 415
9. "От 180 и выше"Евгений Стычкин"Гемини"1 326 426
10. "Московская жара"Александр Невский"Царь/Каро Премьер"1 101 845
По данным журнала "Кинобизнес сегодня"




КоммерсантЪ