28.07.2005

Владимир Макаров: "На садовом кольце станет меньше рекламы"



Придавленные неоновыми вывесками старинные особняки в центре Москвы, Тверская в полосочку из разноцветных транспарантов-перетяжек - наружная реклама давно стала частью столичного пейзажа. О том, почему в Москве никак не свершится давно обещанное сокращение числа рекламных щитов, кто отвечает за этику продвижения товара и когда правительственные трассы освободят от опасных конструкций, председатель Комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров рассказал обозревателю "Известий" Анне Гараненко.

известия: В большинстве мировых столиц виды исторического центра считаются культурным достоянием. Любая реклама в таких местах запрещена. Планируется ли сделать зоны, свободные от наружной рекламы, в Москве?

Владимир Макаров: Я слышал, что идея соответствующего закона обсуждается в Мосгордуме. Если он будет принят, будем выполнять. Пока таких законов нет. Все конструкции, которые несут на себе наружную рекламу, соответствуют действующим правилам и одобрены главной структурой, отвечающей за внешний облик города, - Москомархитектурой. Мое личное мнение - в Москве должны быть такие зоны, где реклама будет если не полностью запрещена, то хотя бы станет стилизованной. Хотя сложно представить, допустим, сделанные под старину бронзовые рамы 3 на 6 метров с размещенной в них рекламой кроссовок...

известия: О сокращении количества рекламных щитов в центре и на основных магистралях на 30-50% власти говорят не первый год. Но результатов не видно.

Макаров: Съездите на Олимпийский проспект - за минувшие 2 недели мы разгрузили его от рекламы на 50%. В декабре "почистили" Можайское шоссе. Весной работы не проводились, чтобы в канун 60-летия Победы не раскапывать газоны и не долбить асфальт. Процесс идет. Правда, он длительный: сократить рекламу - это не проехать с бензопилой по трассе. Под каждую конструкцию есть договор - нужно дождаться, когда он истечет, или выплачивать компенсации. Следующее на очереди Садовое кольцо - мы основательно разгрузим его от рекламы. Кстати, мы уже почти год не выдаем новых разрешений на отдельно стоящие щиты в пределах Садового кольца.

известия: Зато невероятных размеров рекламные щиты появляются на всех зданиях, где идет реконструкция. Кто получает доходы от рекламы на строительных лесах?

Макаров: По строительным нормам здание, где ведутся работы, должно быть затянуто зеленой сеткой. Лично я не вижу ничего плохого, если на этот период здания закрываются рекламной сеткой. Город получает налоговые отчисления. Правда, доход от аренды рекламного места на лесах бюджет Москвы получает только в том случае, если это муниципальное здание. Если оно федеральное или частное, арендную плату получает владелец.

известия: Реклама на дорожных знаках и уличных указателях - это московское ноу-хау? Ничего подобного за границей не встречается.

Макаров: Указатели улиц в Москве выполняются на инвестиционной основе. Их в городе около 3 тысяч - фактически вся навигация по улицам выполнена именно так: место для указателя и место для рекламы. Это вынужденная мера: если мы убираем оттуда рекламу, город должен будет потратить бюджетные средства, чтобы поставить 3 тысячи указателей. А ведь их еще надо обслуживать, менять лампочки, протирать, красить. Сейчас это делает фирма, владеющая рекламными местами. Есть другой проект - "желтая полоса" над знаками ГИБДД. За счет этой полоски идет замена всех дорожных знаков ГИБДД на современные технологии - с пленкой 3Д и нержавеющей "ногой".

известия: Сколько доходов получает город от наружной рекламы?

Макаров: За прошлый год мы получили примерно 1 млрд 700 тысяч рублей. По сравнению с другими европейскими столицами это довольно много. Количество наружной рекламы в числе других ее разновидностей в России составляет 20%, в Европе - 3-4%, в Америке - 5-6%. Это реклама оперативного действия, которая используется на развивающихся рынках. Скоро мы переживем этот период, и количество наружной рекламы пойдет на спад.

известия: Недавно мэрия объявила о распределении рекламных мест в городе через аукционы. Почему этот проект приостановлен?

Макаров: Сначала надо разобраться с сокращением рекламы, компенсировать потери, а потом распределять новые места.

известия: Была версия, что это делается ради вытеснения недружественных мэрии фирм.

Макаров: Рынок очень горячий, и любые действия, которые предпринимает город, кому-то выгодны, кому-то нет.

известия: Оцените действия силовиков, которые потребовали убрать с кольцевых трасс перетяжки и арочную рекламу.

Макаров: Федеральная служба охраны (ФСО) является одной из согласующих организаций, когда дело касается так называемых спецтрасс. На их пожелание не размещать на этих трассах новых перетяжек мы ответили, что считаем их безопасными и надежными. Что касается П-образных арок, то здесь у ФСО более жесткая позиция, связанная с антитеррористическими мероприятиями. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Демонтировать их или дорабатывать конструкцию арок, выяснится к концу следующего месяца.

известия: В городе периодически появляются рекламные слоганы двусмысленного содержания. Были ли случаи, когда москвичи подавали в суд на этическое содержание рекламы?

Макаров: На моей памяти судов не было. Писем приходит в месяц 5-6. Какие-то всплески бывают - например, по поводу пылесосов, "сосущих пыль за копейки". Примерно раз в месяц мне звонят люди и требуют: "Уберите "Дикую орхидею", это порнография". Каждый такой случай рассматриваем отдельно. Предварительно всю коммерческую рекламу просмотреть невозможно. Да и кто возьмет на себя ответственность принимать решение, насколько прилична та или иная реклама? Цензуры у нас нет. Проблема в том, что наружная реклама в Москве относительно дешева - крупные рекламодатели покупают по 500, по тысяче щитов. Поэтому они не напрягаются с точки зрения креатива. Когда места подорожают, улучшится и качество.

Известия