15.07.2005

Россияне привыкают к элитной технике. Ее продажи растут быстрее рынка



Сергей Рябов

Россияне с каждым годом покупают все больше бытовой техники и компьютеров. По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в 2004 году рост рынка составил 25%, а россияне заплатили за покупки около 30 млрд. долларов. При этом аналитики отмечают, что одним из наиболее перспективных сегментов является премиальная бытовая техника, рост продаж которой обгоняеет рынок на 3-6%.

По данным РАТЭК, в прошлом году российские потребители потратили 9 млрд. долларов на бытовую технику и электронику (из них 3 млрд. долларов было потрачено на «серую» технику). Еще 7 млрд. долларов они оставили на компьютерном рынке, а мобильных телефонов и других средств связи купили на 5 млрд. долларов. Для сравнения: продавцы непотребительской электроники (например, мини-АТС) заработали в прошлом году 9 млрд. долларов. Объем рынка в розничных ценах в 2004 году составил порядка 30 млрд. долларов, что на 25% больше, чем годом раньше.

При этом одним из наиболее быстро растущих сегментов стала премиальная бытовая техника. Хотя его доля пока составляет всего 4-7% от объема рынка, рост продаж в премиальном сегменте, по словам руководителя аналитического отдела ИГ «Проспект» Натальи Одинцовой, обгоняет рынок на 3-6%. «Спрос на более дорогую технику в последнее время растет с развитием механизмов потребительского кредитования», - объясняет аналитик. «Этот рост не является постоянным, - добавляет Одинцова. - Можно проследить некую цикличность продаж, связанную с тем, что в сегменте дорогой крупнобытовой техники достаточно много встраиваемых приборов, пики потребления которых совпадают с «ремонтными сезонами».

Исполнительный директор компании "Verysell Иконтри" Дмитрий Гофман тоже отмечает рост продаж в премиальном сегменте выше среднего по рынку. При этом, по его мнению, в ближайшие три года рост всего рынка бытовой техники начнет замедляться и не будет превышать 5-10% в год. "В прошлом году очень много людей покупали в кредит и сейчас его отдают, поэтому был отмечен большой рост, а в этом году многие игроки рынка говорят о стагнации", - поясняет Дмитрий Гофман. Но премиальный сегмент, по его словам, продолжит рост, поскольку растет уровень доходов населения и, соответственно, потребители начинают проявлять интерес к более дорогим высокотехнологичным изделиям.

«Позиции элитных брендов сильны тем, что это основные поставщики идей и законодатели моды на рынке», - считает вице-президент РАТЭК Александр Онищук. По его словам, аудиторию элитных марок составляют люди с доходом от 2-3 тысяч долларов. «При этом надо заметить, что у компаний-производителей такой техники очень серьезные программы лояльности потребителей, - отмечает Александр Онищук. - Если человек один раз купил такую технику, то он с большой долей вероятности останется верен марке и в дальнейшем».

Газета