14.07.2005

Банки «сольют» в бюро негатив



Елена Соболева

До 1 сентября все российские банки должны выбрать себе бюро кредитных историй. Это – не пожелание, а жесткое требование ЦБ РФ. Однако до сих пор непонятно, как будут функционировать эти бюро и не превратятся ли они в «сливы» для исключительно негативной информации о заемщиках.

В том, что бюро кредитных историй необходимы для нормальной работы российского финансового рынка, никто не сомневается. А в том, что эти структуры, появившись на свет, будут успешно функционировать, уверены далеко не все. Так, например, по мнению президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, сейчас злую шутку с развитием кредитных историй может сыграть норма, устанавливающая размер участия акционеров в уставном капитале кредитных бюро.

Окончательно закон «О бюро кредитных историй» был одобрен в декабре прошлого года. Именно тогда, рассматривая его в третьем чтении, депутаты внесли поправку, меняющую размер участия в уставном капитале одного акционера. Ранее законопроект ограничивал участие акционера в уставном капитале 10%. Сейчас эту планку подняли до 50%. Это означает, что для создания кредитного бюро будет достаточно двух акционеров. Если бы депутаты оставили 10%, то в состав бюро могли войти десяток акционеров.

Принимая закон о кредитных историях в третьем чтении депутаты внесли поправку, увеличивающую долю участия акционеров в уставном капитале до 50%, Сбербанк, обладая 54% информации о заемщиках, захотел иметь именно такую долю в БКИ. Но поскольку бюро создавалось при участии еще 16 банков, они не согласились с требованием Сбера. Результатом стало то, что «народный банк» решил создать собственное БКИ. Единственное, на что согласился Сбербанк – это на то, чтобы передавать НБКИ негативную информацию о физлицах-должниках. Соответствующее эксклюзивный договор банк и НБКИ готовятся сейчас заключить. «Увеличение участия акционеров в уставном капитале до 50% создает возможность создавать множество БКИ. И практически любой может создать кредитное бюро. В этом случае суть кредитных бюро выхолащивается, – заявил Тосунян, выступая на конференции -семинаре «Банк в системе обмена кредитными историями». – А бюро будут иметь смысл, когда будут обладать значительной частью информации. Ведь если его раздробить на десятки мелких кредитных бюро, то единого сбора информации не получится.»

Первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов согласился с этим утверждением Тосуняна. По его словам, участникам рынка не стоит создавать большое количество маленьких кредитных бюро, поскольку в этом нет экономического смысла, призвав создавать «крупные солидные бюро кредитных историй».

На рынке опасаются, что предоставление лишь негативной информации о заемщиках, может отрицательно сказаться на развитии системы БКИ, да и на развитии банковской системы в целом. Ведь в этом случае объемы потребительского кредитования неизбежно снизятся. С другой стороны, обмен только позитивной информации – на рынке есть и сторонники такого подхода – тоже может оказаться палкой о двух концах: в этом случае возрастает угроза возникновения «плохих кредитов». К чему это приводит, можно убедиться на примере стран Юго-Восточной Азии, переживших в конце прошлого века финансовый кризис.

Кроме того, окончательно не решен вопрос, какой надзорный орган станет следить за работой бюро. Выступая на конференции, Козлов сообщил, что его ведомство будет жестко контролировать исполнение банками обязанности по передаче информации в бюро кредитных историй. По его словам, 1 сентября каждый российский банк будет обязан выбрать любое кредитное бюро, в которое он будет передавать соответствующую информацию. «Орган, который будет наблюдать за этой ситуацией, еще не выбран, но ЦБ будет смотреть, чтобы банки выполняли данный пункт закона», – отметил зампред ЦБ.

Возможно, ответ на вопрос, кто станет надзирать за работой БКИ, станет известен в ближайшее время. Об этом сообщил начальник экспертного управления при президенте РФ Аркадий Дворкович: «В ближайшие недели эта работа будет завершена, с тем чтобы к сентябрю система могла заработать».

Получить в свое ведение эти функции рассчитывает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), рассказал на конференции замглавы ФСФР Бембя Хулхачиев. Служба Вьюгина уже определила предполагаемый круг обязанностей, которые она будет выполнять, если получит контроль за БКИ. Это, в частности, ведение госреестра бюро кредитных историй, содействие реорганизаций БКИ, установление порядка передачи в центральный каталог кредитных историй ликвидируемых бюро, утверждение планов проверок бюро, обращение в суд в случае нарушения закона.

Газета.RU