06.07.2005
romir monitoring

Каждый второй респондент считает, что контрафактной продукцией №1 в России является алкоголь



Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) обнародовала результаты своего ежегодного исследования рынка пиратской продукции. По результатам исследования был составлен список из 32 стран, в которых выпуск контрафактных дисков превысил количество произведенных легальных носителей. Россия в этом списке оказалась на 2 месте, уступив лидерство Китаю. Год назад по итогам аналогичного исследования Россия занимала четвертое место после Китая, Бразилии и Мексики.
Однако, как показывают результаты исследования ROMIR Monitoring, если россиян и беспокоят объемы контрафакта, то отнюдь не в области интеллектуальной собственности.
В ходе июньского всероссийского опроса населения исследовательский холдинг ROMIR Monitoring продолжил задавать своим респондентам вопросы о контрафактной продукции (первые исследования были проведены в апреле этого года). В опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 и старше, в более чем 100 городах и сельских населенных пунктах России. Выборка репрезентирует взрослое население России. Статистическая погрешность не превышает ± 3%.
Итак, в ходе опроса респондентам был задан вопрос:
Как Вы считаете, какие категории товаров чаще всего бывают контрафактными в Вашем регионе? (%)
Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли дать несколько вариантов ответов, общая сумма не равна 100%):

Как Вы считаете, какие категории товаров чаще всего бывают контрафактными в Вашем регионе?


Как показали результаты исследования, только 9% респондентов затруднились ответить на вопрос. Это позволяет говорить о том, что большинство россиян знают, что такое контрафактные товары, имели печальный опыт столкновения с товарами-подделками, вольно или невольно покупали их.
Согласно данным исследования, каждый второй россиянин (48%) считает, что чаще всего у нас в стране подделывают алкогольные напитки. Причем в Южном федеральном округе такой вариант ответа дали почти две трети респондентов (59%). В Уральском же округе ситуация более оптимистичная - там о контрафактном алкоголе сказал каждый третий опрошенный (34%). В среднем мужчины чаще, чем женщины говорили о том, что алкогольная продукция подделывается. Более половины респондентов (53%) в возрасте от 25 до 45 лет также среди наиболее подделываемых товаров назвали алкоголь.
А вот пенсионеров, и это вполне объяснимо, значительно больше интересует аутентичность лекарственных средств. Почти каждый второй респондент (46%) в этой возрастной категории сказал, что в России все же чаще подделывают лекарства. В среднем по выборке о подделке лекарственных препаратов сказали 30% опрошенных. Этот показатель несколько выше в Центральном и Сибирском федеральных округах - по 36% в каждом. В целом женщины чаще, чем мужчины обнаруживают подделки в ассортименте лекарств - 33% против 27%.
В ходе опроса каждый четвертый респондент (23%) заявил, что, по его мнению, достаточно часто подделывают табачную продукцию. В Приволжском и дальневосточном округах об этом сказал каждый третий респондент - 30-34%. Такой вариант ответа чаще давали мужчины, нежели женщины - 27% против 20%. Респонденты в возрасте от 18 до 45 лет чаще, чем в среднем по выборке выражали сомнения в легальности продаваемых сигарет - 25-30%.
Результаты опроса показывают, что 19% взрослых россиян считают, что среди к наиболее часто подделываемым товарам относится аудио- и видео продукция. В Северо-Западном и Южном регионах такой вариант ответа дали 24-27% респондентов. О подделках кассет и дисков сказал каждый четвертый опрошенный мужчина - 25% - и только 14% женщин. Чаще, чем в среднем по выборке такой вариант ответа давали респонденты из молодежной возрастной группы - 31%.
Россияне, проживающие в городах-миллионниках, чаще, чем в среднем по выборке говорили о подделках аудио- и видео продукции, а также о контрафактных сигаретах. А у жителей малых и средних городов (до 100 тысяч и от 100 до 500 тысяч человек) чаще возникают подозрения по поводу легальности происхождения продаваемых лекарственных средств, табака, кофе и чая, одежды и обуви.
Согласно результатам опроса, каждый пятый россиянин полагает, что у нас продаются контрафактные чай и кофе. 16% участников опроса заявили о своей уверенности, что в России подделываются одежда и обувь, 12% - минеральные воды, еще 12% - колбасные изделия и консервы, 11% - косметика и парфюмерия. Менее 10% респондентов сказали, что в их регионе продаются такие контрафактные товары, как аудио- и видеотехника, молочные продукты, прохладительные напитки и соки, бытовая техника, бытовая химия, программное обеспечение.