06.07.2005

Людей заменят автоматы. Видеопрокаты под угрозой исчезновения



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
ПЕТР МИРОНЕНКО


Видеопрокаты, один из самых популярных бизнесов в России середины 1990-х годов, сейчас переживают серьезный кризис. Один за другим крупнейшие игроки уходят с рынка, утверждая, что при нынешних арендных ставках этот бизнес не может быть рентабельным. На смену традиционным точкам приходят автоматы - во всяком случае, этим путем пошли уже две столичные сети.
Как стало известно "Бизнесу", одна из крупнейших сетей прокатов "Авалон-видео" уходит с рынка. "При том раскладе, который сейчас есть на рынке, я сомневаюсь, чтобы кому-то удавалось зарабатывать на нем деньги, будь то сетевая структура или несетевая",- говорит гендиректор "Авалон-видео" Максим Вохонцев.
"Авалон" перепрофилируется в смежный сегмент - установку и обслуживание автоматов по продаже и прокату видеокассет и DVD-дисков. Вохонцев отказался рассказать, сколько видеопрокатов из своих пятидесяти "Авалон" уже закрыл, однако уточнил, что это "не одна и даже не десять точек". По его словам, "Авалон" предпочел прокату автоматы из-за существенно более низких издержек. "При нынешних арендных ставках видеопрокат просто не может быть рентабельным",- категоричен Вохонцев.
"Авалон" стал второй крупной сетью видеопрокатов, которая решила уйти с рынка. Первой стала сеть "Видеобум", владелец которой Михаил Залищанский уже распродал свои точки по частям (подробнее см. в интервью Залищанского на этой же странице).
Аналитики также скептичны относительно перспектив рынка видеопроката. "Этот бизнес уже прошел этап сверхприбылей",- говорит руководитель департамента консалтинга и продаж КГ "Магазин готового бизнеса" (МГБ) Владимир Ермолаев. Сегодня в Москве новые салоны видеопроката практически не открываются, а если и открываются, то не выдерживают конкуренции и быстро разоряются, добавляет эксперт. Если в 2003 году через МГБ было продано 20 отдельных видеопрокатов и две сети (их пришлось для продажи разбивать на отдельные точки), то в 2004-м - уже соответственно 50 и 7. По мнению Ермолаева, основная причина кризиса видеопрокатов - огромное количество контрафактных кассет и DVD, рост популярности кинотеатров и общедоступность DVD-проигрывателей благодаря развитию потребительского кредитования. "Если не будет принято кардинальных мер по борьбе с пиратством, то 90% видеопрокатов прекратят свое существование",- предсказывает Ермолаев. А Вохонцев из "Авалона" к этим причинам кризиса рынка добавляет рост заработных плат персонала.
С Ермолаевым соглашается и аналитик ИК "Финам" Игорь Веретенников, который добавляет, что в ближайшие годы развитие рынка видеопроката если и будет происходить, то за счет регионов, где DVD-плейер есть мало у кого, а современных кинотеатров пока очень мало. Впрочем, по мнению Веретенникова, существующие точки массово закрываться не будут - "своего потребителя они имеют".
Это подтверждает попросивший об анонимности совладелец небольшой сети прокатов Halloween, который уже продал две точки из своих трех. "Для нас маржа, которую обеспечивали прокаты, была маленькой (по оценкам ИК "Финам", в среднем по рынку она составляет около 2-5%.- "Бизнес"), и мы решили заняться автоматами, как "Авалон", однако на все наши точки нашлось по несколько покупателей",- говорит предприниматель. Ермолаев из МГБ предполагает, что потенциальным инвесторам сегодня видеопрокат интересен не из-за высоких прибылей, а как бизнес, в котором не может быть неожиданностей. "Здесь все предельно просто и понятно, можно просчитать с большой долей вероятности траты, риски и дивиденды",- рассуждает аналитик. По мнению экспертов МГБ, в числе преимуществ проката относительно быстрые сроки окупаемости - полтора-два года.

"Сейчас этот бизнес уже никому не интересен"

Сейчас в Москве действует около 930 видеопрокатов, в 2003 году их было 980, а в 2002 - около 1100. О том, почему количество прокатов сокращается, обозревателю "Бизнеса" Марине Носкович рассказал основатель крупнейшей в стране сети "Видеобум" Михаил Залищанский.
- Примерно год назад вы решили выйти из бизнеса и начали распродавать "Видеобум". Почему?
- Одна из причин - этот бизнес стал существенно менее интересным. А сейчас он вообще уже никому не интересен, потому что предан властями и правообладателями. Нет борьбы с пиратством, в отличие от того, что было в свое время с кассетами, где порядок, хотя бы относительный, навести все-таки сумели. Тогда этот бизнес позволял существовать большому законному сектору и небольшому пиратскому. Сейчас 95% - это пираты. И пока можно будет купить в переходе два фильма на пиратском диске за 120 руб., а по интернету заказать за 50 руб., говорить не о чем. Конкуренция в таких условиях невозможна. При этом качество пиратского фильма на DVD не сравнимо с качеством на кассете. Тогда можно было говорить, что у пиратов плохое качество. А сейчас на пиратских дисках даже перевод иногда лучше, чем на лицензионных копиях.
- Почему бизнес "сдали"?
- Правообладатели махнули рукой: бороться с пиратством экономически невыгодно, слишком большие деньги крутятся вокруг заводов, которые производят диски, и слишком много людей в это вовлечено. А властям и так есть чем заняться. Они говорят: "Смотрите, сколько у нас тяжких преступлений". Это правда: бороться с терроризмом и убийствами важнее, но и пиратство остается преступлением, которое никак не наказывается. Запретили продавать диски с лотка - они перешли в закрытые павильончики в переходах, но ничего не изменилось.
- Это единственная причина, по которой сокращается количество прокатов?
- Основная, но не единственная. Сейчас у людей масса вариантов проведения свободного времени, поэтому интерес людей к прокату резко падает.
- Но в других странах, где тоже много способов провести время, интерес к прокату есть?
- Там ситуация принципиально отличается. В Австралии и США взять на выходные фильм посмотреть - часть жизненного уклада. Это всячески поддерживается: нет пиратства, законный рынок занимает 90%. Там не показывают фильмы по телевидению через два месяца после того, как он вышел на кассетах. Как только фильм прошел по национальному каналу, он "убит" в видеопрокате и никому не нужен, вся страна его уже посмотрела. А там проходит минимум два года до того, как покажут на национальном канале, и год - до кабельного показа.
- То есть у российского рынка видеопроката перспектив нет?
- В регионах, где прокат производится на пиратских носителях, какая-то доля еще сохраняется. А в Москве это совершенно невыгодно.


Деловая газета "Бизнес"