05.07.2005

Равнение на Европу. В Москве произошло неизбежное подорожание бензина



ДМИТРИЙ КОПТЕВ
АННА ФИРСОВА


Как и предполагал накануне "Бизнес", вчера в Москве резко подорожал бензин. По свидетельствам очевидцев, на некоторых заправках его цена выросла сразу на 50-70 копеек. Специалисты считают, что бензин будет дорожать, пока либо не упадут цены на нефть на мировых биржах, либо налогообложение российской нефтянки не отвяжут от мировых цен на сырье.
Оптовые цены на нефтепродукты начали расти около двух недель назад - после того как нефтяные компании подняли цену на нефть на внутреннем рынке с 5,2-5,3 тыс. до 7 тыс. рублей за тонну, сообщил "Бизнесу" исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Поэтому во вчерашнем подорожании не было ничего неожиданного - специалисты заранее призывали готовиться к нему. В среднем, утверждает Сергиенко, цены, как и ожидалось, выросли на 30-40 копеек. Сколько будет продолжаться подорожание бензина, не берется предсказать никто. "Когда остановятся мировые цены, к которым через систему налогов привязан внутренний рынок, тогда можно будет ожидать снижения цены бензина",- считает Сергиенко.
Сейчас цены на мировых биржах напрямую определяют размер двух главных для нефтяной отрасли платежей - налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины. По данным компании ЛУКОЙЛ, за 2004 год эти платежи выросли на 31,4% и 83,5% соответственно. Чтобы не снижать прибыльности операций на внутреннем рынке, компании пропорционально поднимают стоимость нефти, реализуемой российским переработчикам. О том, что без изменения системы сборов в нефтянке остановить "бензиновую лихорадку" практически невозможно, специалисты рынка говорят постоянно. Однако правительство традиционно отдает приоритет простоте налогового администрирования. Поэтому плоская шкала НДПИ и привязанная к мировым ценам методика расчета экспортной пошлины будут жить еще долго, уверен партнер PricewaterhouseCoopers Алексей Кондрашов.
Мировые цены уже довольно давно зафиксировались на уровне $55-60 за баррель ($50-55 для нефти марки Urals), напоминает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев; в то же время внутренние цены до недавнего времени держались в районе $40 за баррель. "Разумеется, такие ценовые ножницы не могли существовать вечно",- говорит он. "Вчерашним подорожанием мы обязаны исключительно возросшей цене на нефть,- заявил "Бизнесу" источник в руководстве МНПЗ.- Господа (поставщики нефти.- "Бизнес") хотят сохранить маржу, вот и сделали нам такой подарочек". Московский нефтеперерабатывающий завод закупает на свободном рынке значительную долю перерабатываемой нефти, поэтому по столичному топливному рынку это подорожание ударило напрямую. Впрочем, это вряд ли может служить утешением другим регионам - как отмечает Григорий Сергиенко, местные производители, даже не завязанные на свободный рынок сырья, все равно используют независимые заводы в качестве ценовых ориентиров.
Впрочем, Игорь Николаев называет еще одну причину того, что цены на бензин вместо уже привычного плавного роста внезапно совершили резкий скачок. "В декабре прошлого года глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов пообещал Владимиру Путину заморозить цены на своих заправках",- напоминает он. Свое обещание компания выполнила, и ее конкурентам волей-неволей пришлось тоже ограничить стоимость продукции. (Кстати, если сети, входящие в состав вертикально интегрированных компаний, пережили это вполне безболезненно, то независимые заправщики всерьез заговорили о выходе из бизнеса - оптовые цены, в отличие от розничных, сдерживать никто не собирался.) В результате подорожание бензина оказалось только отсрочено, и теперь, считает Николаев, сработал "эффект пружины".
Во взглядах на будущее эксперты единодушны. "Медленно, но неизбежно цены будут приближаться к европейскому уровню",- утверждает собеседник "Бизнеса" в руководстве МНПЗ. Ничуть не менее категоричен Игорь Николаев. "Сейчас, конечно, наступит некоторая стабилизация, но она будет непродолжительной,- уверен он.- В конечном итоге мы обязательно догоним Европу, причем сделаем это в течение ближайших 5-10 лет".


Деловая газета "Бизнес"