05.07.2005

Как выжить дистрибуторам. Крупные розничные сети по продаже бытовой техники выдавливают с рынка посредников



ПЕТР МИРОНЕНКО


Консолидация российского розничного рынка бытовой электроники, идущая быстрее, чем на всех остальных рынках, бьет не только по мелким торговым сетям и несетевым игрокам. В ближайшие несколько лет вследствие перехода всех крупных ритейлеров на прямые поставки с рынка будет выдавливаться "лишнее звено" - дистрибуторы. Потому-то они сейчас активно ищут выход из ситуации, создавая свои розничные сети или концентрируясь на нишевых продуктах.
На прошлой неделе одна из крупнейших дистрибуторских компаний "Арконада" объявила о старте своего розничного проекта. Сеть получила название "Линия тока". Исполнительный директор "Арконады" Евгений Тимофеев не считает, что решение сети развивать свой розничный проект обусловлено грядущим кризисом на рынке дистрибуции. "Просто мы решили, что розничный бизнес сейчас развивается куда динамичнее, чем дистрибуторский",- пояснил "Бизнесу" Тимофеев. Однако все опрошенные "Бизнесом" участники рынка объясняют появление "Линии тока" диверсификацией бизнеса "Арконады" перед возможным кризисом.
По темпу консолидации розницы рынок бытовой электроники существенно опережает все остальные рынки. По данным сети "Эксперт" (входит в структуру одного из крупнейших дистрибуторов "Корсо-трейдинг"), на конец 2004 года четыре крупнейшие федеральные сети ("Эльдорадо", "М.Видео", "Мир" и "Техносила") контролировали более 40% рынка. По мнению президента Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александра Пляцевого, сейчас их суммарная доля может составлять уже до 50%. За счет крупного размера розничные сети способны выбивать у производителей более выгодные условия, чем дилеры, в результате необходимость в последних просто отпадает.
Впрочем, на рынке отмечают, что процесс исчезновения дистрибуторов электроники с рынка не будет быстрым. "Конечно, число дистрибуторов будет уменьшаться, однако полное их исчезновение произойдет не раньше чем через 10 лет",- считает директор по маркетингу сети "Эксперт" Виктор Кожевников. Он указывает на то, что сейчас даже некоторые крупные сети не пренебрегают оптовыми операциями. "Например, "М.Видео" часто реализует нераспроданный товар оптовыми партиями с небольшой наценкой",- говорит Кожевников. То, что дистрибуторский бизнес с каждым годом становится все менее рентабельным, признает и Евгений Тимофеев из "Арконады", однако и он считает, что окончательно дистрибуторы с рынка не исчезнут. "Подавляющему большинству дистрибуторов придется закрывать бизнес, на рынке останутся только несколько самых сильных игроков",- считает Тимофеев.
По его мнению, основным положительным фактором для дистрибуторов в будущем станут огромные российские пространства и возникающие в связи с этим сложности с доставкой товара. "Чтобы использовать это преимущество, дилерам надо уже сейчас вкладывать серьезные деньги в развитие крупной и отработанной логистической сети, а у небольших игроков на это просто нет ресурсов",- уверен Тимофеев. Виктор Кожевников считает переориентацию на розницу неплохим выходом, однако напоминает, что розничный рынок тоже ограничен, и темпы его роста в последнее время стали не такими быстрыми, как раньше. "Неплохой путь для среднего или небольшого дистрибутора, который работает сейчас с 10-20 брэндами,- оставлять в своем портфеле только по два-три производителя, но добиваться у них максимально выгодных закупочных условий, которые позволят конкурировать с прямыми поставками",- рассуждает Кожевников. А собеседник "Бизнеса" в дистрибуторской компании "Протор" добавляет, что еще одним выходом может стать концентрация на узких нишевых продуктах, таких, как car-audio класса hi-fi или цифровая аудиотехника.
Впрочем, мелкие дистрибуторы, которым крупные коллеги прогнозируют близкое разорение, не согласны с этим мнением. "Прямые поставки - это миф, оптовики, которые уже десять лет работают "всерую", всегда найдут новую схему, которая позволит и возить, и растаможивать дешевле",- говорит собеседник "Бизнеса" в одной из небольших дистрибуторских фирм. Представитель компании "Алионн" также уверен, что для небольших дистрибуторов всегда останется место на рынке. "В провинции еще долго будут оставаться независимые магазины в сотнях километров от завода производителя, продающие по 10 холодильников в месяц. Такие сбытовые каналы останутся нашими: больше они просто никого не интересуют",- объясняет он.


Деловая газета "Бизнес"