21.06.2005

Самостоятельная "Страта". Сеть фитнес-клубов решила повысить доходность



МАРИНА НОСКОВИЧ


Компания "Страта партнерс" (управляет сетями CityFitness и Orange Fitness) меняет стратегию развития в регионах. Ранее "Страта" предпочитала развивать сеть по франшизе, теперь компания начала обзаводиться собственными клубами, первый откроется в Ростове-на-Дону. Участники рынка говорят, что работать самостоятельно выгоднее, однако указывают на трудности, с которыми столкнется "Страта партнерс" в регионах.
До сих пор "Страта партнерс" развивала клубы в регионах по франшизе - четыре Orange Fitness (в Иваново, Кишиневе, Краснодаре и Уфе) и один CityFitness в Волгограде. Теперь, как рассказала "Бизнесу" гендиректор "Страта партнерс" Анастасия Юсина, компания решила открывать собственные клубы в регионах. "Самостоятельные проекты приносят больше денег. Франшиза дает всего $1,5 тыс. в месяц, а здесь доходность выше",- поясняет Юсина.
CityFitness в Ростове-на-Дону откроется в августе. Площадь клуба составит 2,2 тыс. кв. м, инвестиции в проект - более $1 млн. "Есть регионы, куда мы хотим выйти, но понимаем, что потенциальных франчайзи нет, а выходить на рынок надо сейчас. Тогда мы идем сами. Ростов - большой город, он нам давно интересен,- говорит Юсина. В ближайшее время "Страта партнерс" планирует открыть в городе и премиальный клуб Orange Fitness.
Руководитель департамента франшизы компании "Республика идей" Виталий Мокрушин считает, что основная причина того, что "Страта партнерс" начала самостоятельную работу,- хорошее знание региона. "При работе по франшизе партнер проверяет рынок и несет все риски. Если рынок проверен, зачем с ним делиться, можно идти и своими силами",- говорит он. "Страта партнерс" консультировала клуб World Class, работающий сейчас в Ростове-на-Дону, уточняет Юсина.
До конца года "Страта партнерс" планирует открыть еще два собственных клуба в регионах. "Раньше мы не открывали клубы самостоятельно, потому что не было денег. Сейчас компания выросла, у нее большие обороты, и мы можем себе это позволить",- говорит Юсина. По ее словам, в перспективе компания планирует довести количество собственных клубов до половины всех точек под брэндами Orange Fitness и CityFitness.
Российские фитнес-клубы практически не работают в регионах самостоятельно. Собственные клубы в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге есть у сети R-fitness, "Планета Фитнес" владеет клубом в Петербурге.
Управляющий директор R-fitness Денис Семенихин считает, что работать с клубами, находящимися в собственности, намного проще. "Когда работаешь по франшизе, всегда есть взаимный контроль, и надо, например, решать, какие пропорции от доходов идут на рекламу, а какие - на операционную деятельность. А если компания сама управляет клубами, свободы гораздо больше",- говорит он. По мнению Семенихина, основная причина, по которой большинство сетей предпочитает работать в регионах по франшизе,- большой размер инвестиций в строительство.
"Франчайзинговую схему мы считаем наиболее предпочтительной: наши партнеры в регионах хорошо знают особенности местного рынка",- говорит руководитель франчайзингового направления World Class Дмитрий Коробейкин. Сейчас все клубы World Class в регионах открыты по франчайзингу, однако в будущем компания не исключает возможности открытия собственных точек.
Гендиректор сети Zebra Fitness Маргарита Молокова отмечает, что при открытии собственного клуба в регионах обычно возникают проблемы с кадрами: "Чтобы контролировать проект, топ-менеджеры должны быть с большим опытом. А найти хорошего управленца сложно даже в Москве". Эти люди требуют высокой оплаты и неохотно соглашаются на поездки в регионы, и то поездки должны быть не длительными, максимум - запустить проект, добавляет Молокова.



Деловая газета "Бизнес"