17.06.2005

Железнодорожники бьются за автомобили



РОМАН ГУЛЯЕВ

Российские железные дороги снизили тарифы на перевозку легковых автомобилей из Финляндии на Москву. Таким способом РЖД хочет привлечь клиентов, которые сейчас возят автомобили на грузовиках-автовозах. Участники рынка полагают, что одного снижения тарифов железнодорожникам недостаточно: чтобы переманить клиентов, им необходимо инвестировать в создание инфраструктуры.

Федеральная служба по тарифам установила понижающий коэффициент 0,65 к тарифу на перевозку на российском железнодорожном транспорте легковых автомобилей из Финляндии в Москву. По пониженному коэффициенту, который будет действовать до конца этого года, можно перевозить автомобили по маршруту станция Бусловская Октябрьской железной дороги (находится на границе с Финляндией)-станция Кунцево Московской железной дороги.
Через Финляндию в Россию ввозится большинство импортируемых иномарок. Исключение составляют автомобили из Узбекистана и Китая, а также Renault турецкого производства (модели Symbol, Megane II в кузове седан). По оценкам участников рынка, европейский импорт новых иномарок официальными дилерами в первом квартале составил около 68 тыс. машин. Из них более 80% ввезено через Финляндию, остальные - автовозами из Европы через Польшу и Белоруссию. "Автовоз по маршруту Москва-Финляндия-Москва оборачивается за три с половиной дня, а Москва-Европа-Москва - за неделю",- заметил в беседе с "Бизнесом" представитель одного из лидеров рынка перевозок автовозами. По его словам, даже европейским производителям удобнее перевезти машины из Германии в Финляндию паромом, а там, при минимальном сроке хранения, доставить их в Москву.
Также вывозить автомобили через Финляндию предпочитают поставщики азиатских автомобилей. "Специалисты по логистике изучали возможность перевозки автомобилей через Владивосток, но такой возможности пока нет. Для этого требуются безупречная организация перевозок, возможность быстро доставить груз, наличие большого парка специальных вагонов для перевозки автомобилей",- заметил генеральный менеджер группы "Рольф" Валерий Тараканов.
Объем железнодорожных перевозок автомобилей из Финляндии в Россию участники рынка оценить затруднились, заметив, что он ничтожно мал. "Все крупные импортеры предпочитают вывозить машины автомобильным транспортом",- подчеркнул знакомый с ситуацией источник "Бизнеса". По его словам, железной дорогой пользуются некоторые небольшие фирмы, в основном это так называемые "серые" дилеры. "Главное преимущество автомобильного транспорта - скорость и четкость доставки",- считает источник. По его мнению, даже решение о снижении тарифов не приведет к существенному перераспределению потоков между автомобильным и железнодорожным транспортами.
По словам Тараканова, снижение тарифов - в целом правильный шаг со стороны железных дорог: трасса Москва-Санкт-Петербург и пограничные переходы работают на пределе пропускной способности. "Но для того, чтобы автомобильные компании в массовом порядке перешли на железнодорожные перевозки, необходимо, чтобы железнодорожники и экспедиторы инвестировали в создание инфраструктуры",- считает он.

Деловая газета "Бизнес"