02.06.2005
SIREX Marketing Service®

SIREX Marketing Service® публикует рейтинг популярности сетевых радиостанций Украины



Исследовательская компания SIREX Marketing Service® представляет Вашему вниманию общий рейтинг популярности украинских сетевых радиостанций, а также частично комментирует текущую ситуацию на рынке FM-радио Украины.

Рейтинг популярных сетевых радиостанций среди всех слушателей FM-радио в Украине


Следует отметить, что важное значение при анализе позиций станций в рейтинге играет широта охвата населения Украины по регионам (т.е. количество станций в сети конкретной FM-радиостанции). Это связано с тем, что многие сети FM-радиостанций являются несоизмеримыми исходя из их территориального охвата. По этой причине целесообразно проанализировать позиции некоторых из станций в рамках стратегических групп конкурентов, которые были построены исходя их величины сети.

Так, в первую группу будут отнесены FM-радиостанции с сетью размером 30 и более станций в различных регионах: "Наше Радио", "Люкс FM", "Русское Радио", "Хит FM" и "Мелодия". Данные радиостанции имеют наибольший территориальный охват слушателей радио в Украине, кроме того, все они представлены и в Киеве. Лидирующие позиции в рейтинге разделили между собой две станции - "Наше Радио" (около 22% слушателей) и "Люкс FM" (около 21% слушателей). Данные станции обязаны своими позициями не только четкому формату, но и широте покрытия по регионам - они представлены в большинстве крупных городов Украины.

Ко второй стратегической группе условно можно отнести FM-радиостанции, сети которых состоят из 10-20 станций. Здесь представлены "Шарманка", "Шансон Хорошее Радио", "Шансон Стильное Радио", "Авторадио", "Европа Плюс", "Гала Радио", "Нико FM", "Радио Эра" и "Взрослое Радио". В рамках данной группы следует обратить внимание на "Шансон Стильное Радио" и "Нико FM", которые, не вещая в Киеве, имеют сравнительно неплохие показатели в рейтинге по Украине (6,8% и 3,7% соответственно). Относительно низкие позиции "Взрослого Радио" частично объясняются схожестью форматов с "Шансоном Хорошее Радио" и "Шансоном Стильное Радио", аудитории которых в значительной мере пересекаются. Кроме того, "Взрослое Радио" имеет несколько меньший географический охват (10 станций у "Взрослого" против 13 у каждого из "Шансонов"). Позиция "Радио Эра" в рейтинге во многом связана с особенностью ее формата: данная радиостанция не стремится охватить широкие массы радиослушателей; напротив, она преподносит себя исключительно как информационную FM-радиостанцию, занимая при этом прочные позиции в конкретном сегменте рынка.

К третьей стратегической группе будут отнесены радиостанции с сетью в размере менее 10 станций, а именно: Kiss FM, M-FM, Star FM, "Европа FM", Love Radio, "Просто Радио" и Music Radio. В данной группе обращают на себя внимание явно "выделяющиеся" позиции Kiss FM и M-FM. Несмотря на меньший (по сравнению с FM-радиостанциями первой и второй групп) территориальный охват (9 станций у Kiss FM и 4 станции у M-FM) они уверенно опередили в рейтинге некоторые радиостанции с большим размером сети. Такое положение может свидетельствовать о более четком позиционировании данных радиостанций среди конкурентов: Kiss FM и M-FM ориентируются в большей степени на молодежную аудиторию, которая характеризуется более активным стилем жизни. Так, M-FM четко позиционирует себя как "европейская станция", аналог популярных европейских музыкальных телеканалов, при этом основой ее эфира является современный зарубежный поп и рок. Kiss FM "определяет" себя как современное танцевальное радио, в музыкальном направлении преобладают современные музыкальные хиты различных направлений. Хотя возможно отметить некоторую схожесть в форматах вещания Kiss FM и M-FM, можно утверждать, что аудитории станций пересекаются незначительно, поскольку одновременно станции представлены лишь в двух городах (Донецк и Днепропетровск). С другой стороны можно предположить, что расширение сети M-FM может привести к значительному росту ее популярности.

Об исследовании

В конце апреля - мае исследовательская компания SIREX Marketing Service® провела исследование аудиторий сетевых FM-радиостанций Украины, которое проводилось в городах Украины с населением более 100 тысяч человек. Ранее подобные данные предоставляла исключительно компания TNS, однако рынок нуждался в появлении альтернативных источников аналогичной информации.
В процессе проведенного компанией SIREX Marketing Service® исследования было опрошено 4700 респондентов в возрасте 12-59 лет в различных регионах Украины. На основании полученных в ходе опроса данных были построены 24 основных рейтинга по различным показателям.