02.06.2005

Пиратов оставят без кино. Администрация решила бороться с контрафактной продукцией



Петербургские власти в борьбе с контрафактом ведут себя намного скромнее столичных, которые периодически устраивают показательные уничтожения пиратской продукции -- огромными бульдозерами

Вчера губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписала постановление о создании межведомственного совета по вопросам реализации аудио- и видеопродукции. Как пояснили Ъ в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ), совет будет противодействовать распространению контрафактной продукции. Предпринимателей инициатива Смольного пока не сильно испугала.

С контрафактной продукцией в городе пытаются бороться уже давно, однако пока безуспешно. Этим занимался и губернатор Владимир Яковлев, по этому же пути решила наконец пойти и Валентина Матвиенко. При этом стоит отметить, что местные власти ведут себя намного скромнее столичных, которые периодически, примерно раз в полгода, устраивают показательное уничтожение пиратской продукции -- как правило, огромными бульдозерами. Крупнейшая такая акция прошла в Москве в минувший вторник

Не менее жестко настроены по отношению к пиратам и федеральные власти. Как известно, ситуация с защитой интеллектуальной собственности является одним из самых острых вопросов на переговорах Москвы и Вашингтона о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как уже писал Ъ, президент США Джордж Буш в очередной раз поднимал вопрос о проблемах пиратства на встрече с российским президентом Владимиром Путиным, которая состоялась в Кремле 9 мая.

По оценкам экспертов Российского антипиратского общества (РАПО), сейчас объем российского рынка контрафактной видео- и аудиопродукции составляет от $3 до $12 млрд. Доля лицензионных кассет и дисков, продаваемых в Петербурге, не превышает, по данным РАПО, 5% от общих объемов продаж, причем контрафакт продают не только на рынках, но и во вполне солидных магазинах. Впрочем, в этих магазинах процент лицензионных дисков немногим больше, чем на каких-нибудь развалах. Как показывают выборочные проверки, в крупнейших торговых сетях города объем контрафактных DVD колеблется в пределах 30-40%, CD -- 10%.

Создание межведомственного совета должно как-то упорядочить борьбу с контрафактом. Совет возглавил председатель КЭРППТ Владимир Бланк, а курировать его деятельность будет вице-губернатор Михаил Осеевский. Как рассказали Ъ в КЭРППТ, в совет вошли представители ГУВД Петербурга и Ленинградской области, Роспотребнадзора, Антимонопольной службы, комитета по законности и правопорядку и т. д. "'Карательными' полномочиями совет пока не наделили -- он будет заниматься координацией всех ведомств, которые борются с производителями и распространителями контрафактной продукции, и выработкой согласованной позиции всех заинтересованных ведомств по этому вопросу. Кроме этого, совет будет разрабатывать предложения и рекомендации правительству города, в том числе и поправки к законам", -- рассказали Ъ в КЭРППТ.

Опрошенные Ъ руководители магазинов, торгующих дисками, кассетами и DVD, высказали сомнение в эффективности вновь созданной структуры. "Первое, что приходит на ум, -- опять придут к нам, -- говорит финансовый директор сети магазинов "Айсберг" Эдуард Красиков. -- Нам это ничего хорошего не сулит. Гораздо проще прийти в крупную стационарную структуру и, наведя в ней 'шороху', поставить себе много-много галочек". По мнению господина Красикова, новая структура должна заниматься в первую очередь борьбой с мелкими торговыми точками, в которых "ассортимент почти на 100 процентов состоит из контрафакта".

В том же ключе высказался и директор СП "Компани" Сергей Прянишников (как уже сообщал Ъ, его фирму правоохранительные органы неоднократно подозревали в нарушении авторских прав). Господин Прянишников поделился своими соображениями на этот счет. По его словам, обнаружив точку по продаже контрафактной продукции, он обращается в различные контролирующие организации, натравливая их на конкурентов: "Звоним, к примеру, в милицию и уточняем, что сделано по нашему заявлению. Если точка не закрылась, через месяц мы повторяем всю процедуру заново. Кому же понравится, если к нему в магазин ежемесячно одна за другой идут проверки?"

ДМИТРИЙ МАРАКУЛИН

КоммерсантЪ