31.05.2005

"Садко" свое отыграл. Последняя точка торговой сети "Садко" прекратила существование



ПЕТР МИРОНЕНКО
ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ

Как стало известно "Бизнесу", последняя точка некогда лучшей в Москве торговой сети "Садко" прекратила существование: обанкротилась торговая галерея "Садко Аркада" в "Экспоцентре". Арендаторы, изгнанные из "Экспоцентра" вместе с "Садко", объясняют банкротство неграмотным управлением, а аналитики уверены, что "Экспоцентр" - вообще не место для торговли.
"Садко Аркада" - один из старейших торговых комплексов Москвы. Его история началась в 1992 году: тогда супермаркет в "Экспоцентре" стал вторым в сети "Садко", созданной с участием неназванных швейцарских инвесторов. Однако, по утверждению арендаторов "Садко Аркады", после кризиса 1998 года пакет акций, принадлежавший швейцарским инвесторам, выкупил российский предприниматель, совладелец ночных клубов "Арлекино" и "Луксор" Александр Черкасов. По данным системы "Интерфакс-спарк", ООО "Садко Аркада" на паритетной основе принадлежало неназванному физическому лицу и ЗАО "Садко Интер", председателем совета директоров которого являлся Александр Черкасов.
Площади, арендованные "Садко Аркадой" у "Экспоцентра", составляли около 8 тыс. кв. м. Арендаторами были магазины "Спорт+Мода", Life Style, Organza, Via Roma, Leonardo и ряд других, в основном бутики класса "люкс" и дорогие рестораны. "После банкротства "Садко " арендаторы хотели остаться в прежних помещениях, однако мы решили, что будем использовать их сами",- говорит Андрей Мальцев, менеджер компании "Экспокомплекс" ("дочка" "Экспоцентра", сдающая в аренду площади выставочного комплекса). "Нам так нравилось помещение, что мы даже рассматривали вариант арендовать его целиком на условиях "Экспоцентра", который требовал, чтобы там оставили как минимум три ресторана",- рассказал гендиректор сети "Спорт+Мода" Игорь Нефед.
"Возможно, Черкасов хорошо управлял ночным клубом или казино, но с управлением элитным торговым центром ему справиться явно не удалось",- говорит Нефед. С ним соглашается источник "Бизнеса" в другой компании - бывшем арендаторе "Садко", который считает, что сами площади были отличными, а погубило их неграмотное управление: "Все начало разваливаться именно с 1999 года".
Впрочем, руководитель отдела развития сети "Дикая Орхидея" (арендовала магазин в "Экспоцентре" до января 2004 года) Александр Шляпцев считает, что управление здесь не при чем: "Мы сами решили закрыть свой магазин в "Экспоцентре" еще за год до того, как закрылась "Аркада": если в начале существования нашей сети это был неплохой магазин, то теперь "Экспоцентр" не устраивает нас по экономическим показателям: потоки нестабильные, да и само место не с лучшей инфраструктурой". Со Шляпцевым соглашается исполнительный директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский. "В середине девяностых "Садко" мог располагаться где угодно: других таких магазинов просто не было, и клиенты (в особенности "новые русские") были готовы туда ездить. Сейчас же "Экспоцентр" просто неформатен, максимум, что там может располагаться,- супермаркет и кафе, обслуживающие экспонентов выставки: потоки слишком нестабильны",- говорит Войцеховский.
Впрочем, аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков считает, что шансы у "Садко" все же были: "С появлением метро и завершением строительства "Сити" он мог бы рассчитывать на достаточно большой приток клиентов. Видимо, недотянули".


Деловая газета "Бизнес"