31.05.2005

Обувь и спецзащита будут расти быстрее всего. Через четыре года на спецодежду будут тратить $1 млрд в год



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА


На фоне неспешного развития рынка легкой промышленности (5% ежегодно) сегмент спецодежды растет на гигантские 10-15% в год. Участники рынка объясняют тенденцию бурным развитием отраслей, в которых работать без униформы запрещено, модой на форму и растущим спросом на спецобувь и средства индивидуальной защиты.
Утраченную после перестройки популярность спецодежда начала обретать в последние пять лет - вслед за бурным развитием строительной и авиационной отраслей, нефтегазовой промышленности. "СНИПы, регламентирующие всю нашу деятельность, запрещают появление рабочих на объекте без униформы",- говорит пресс-секретарь строительного концерна "Крост" Ольга Яшина. По ее словам, объемы закупок комбинезонов, обуви, касок и респираторов увеличиваются вслед за количеством проектов "Кроста".
Нефтегазовая промышленность считается крупнейшим покупателем дорогой профодежды, в частности ЛУКОЙЛ и "Сибнефть", по данным компании "Росспейс" (производитель спецодежды), ежегодно тратят на спецодежду около $1 млн.
Сегодня сегмент спецодежды занимает 30% рынка российского текстиля, а его оборот в 2004 году составил около $700 млн.
Крупнейшие игроки - "Восток-сервис" (занимает около 40% российского рынка), "Тракт" (10%), "Урсус" и "Техноавиа" (по 5%).
Свыше половины прибыли (51%) компаниям приносят продажи костюмов, 27% - обуви, 22% - средств индивидуальной защиты. Вице-президент Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности "Восток-Сервис" Евгений Шувалов объясняет этот факт ненасыщенностью рынка. "Спрос на одежду и обувь велик, а традиция использовать СИЗ только формируется",- говорит он. По словам замруководителя отдела продаж "Техноавиа" Натальи Шуляк, спрос на спецодежду также диктует мода: многие фирмы выходят на международный рынок, а там не принято работать "по гражданке". Слова Шуляк подтвердил топ-менеджер крупной сети АЗС, попросивший об анонимности: по его словам, расходы на униформу надо либо оплачивать из чистой прибыли компании, либо вычитать ее стоимость из зарплаты работника. "Однако сотрудники без фирменной одежды - удар по имиджу,- говорит собеседник "Бизнеса".- Так что нам приходится покупать форму за "черные" деньги".
По прогнозам ассоциации, к 2009 году рынок спецодежды достигнет $1 млрд. Причем доля обуви и СИЗ вырастет до 29% и 36% соответственно. Это связано с адаптацией российских ГОСТов к европейским нормам. Евгений Шувалов уверяет, что к 2008-2009 годам российский рынок спецодежды приобретет европейские очертания, существенно увеличив долю СИЗ: "Чтобы обеспечивать безопасность людей, игрокам неизбежно придется осваивать современные технологии".
Доля обуви составляет 30%, и ее практически не импортируют. Выход на российский рынок западным компаниям затрудняют таможенные пошлины, увеличивающие стоимость продукции почти вдвое. Вторым козырем российских производителей стал уникальный опыт в области создания утепленной обуви. Ее импорт из стран юго-восточной Азии практически невозможен: там нет ни технологии, ни культуры производства.
Львиная доля доходов от производства обуви достанется отечественным игрокам при небольших расходах. "Проще и выгоднее поставлять лекала и заказы на существующие российские фабрики, чем строить собственное производство",- объясняет Наталья Шуляк.
С появлением российских производств индивидуальных средств защиты сложнее. До 60% ассортимента будет импортироваться из-за высокой стоимости выхода на рынок ($8-10 млн), а также из-за отсутствия в России ингредиентов вроде угля скорлупы грецкого ореха (используется для респираторов).


Деловая газета "Бизнес"