31.05.2005

На разные голоса. Podcasting - еще одно слово, вошедшее в обиход интернетчиков



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

В нем есть немного от культа макинтошевских плееров iPod, немного от радиовещания и много пространства для самовыражения с неясными бизнес-перспективами.
Podcasting, или (калька на русский) подкастинг,- это вполне логичное продолжение обычных блогов. Произошла небольшая эволюция от текста к звукам. Люди не набивают тексты, не ставят картинки и не выкладывают ссылки: они что-то рассказывают, записывают мини-шоу, а потом выкладывают в сеть. При помощи нехитрого программного обеспечения все желающие могут автоматически скачивать новые выпуски понравившихся "передач" и загружать их в свой mp3-плеер. Pod в слове podcasting появилось как раз благодаря звену mp3-плееров (хотя, конечно, может использоваться не только iPod, но и любой другой плеер). Задумывалось, что человек будет слушать выбранные им передачи в дороге, а не за компьютером. Реально это далеко не всегда так, но не суть. Назвали так назвали.
Видимо, печатные знаки на мониторах настолько надоели интернетчикам, что идея подкастинга была воспринята на ура активистами от сети. Тысячи людей по всему миру записывают свои передачи, иногда познавательные, иногда просто треп без повода и с претензией на юмор. Подкастинг подается под соусом возможной быстрой славы, общедоступного вещания в массы своим родным голосом на любые темы без редакторов и прочих ограничений. Отсутствие ограничений привлекает и профессиональных радийщиков, которые за отсутствием редакторов начинают подкаст-беспредельщину, высказывая все, что на "большом" радио никогда бы не прошло.
Это все, конечно, очень весело и здорово, люди получают удовольствие, но где же бизнес? То есть разработчики программного обеспечения, уловив новую модную тенденцию, выпустили небольшие платные программы, специально заточенные для подкастинга. Не то чтобы они жизненно необходимы любителям маленького личного радио, можно обойтись и бесплатными программами, но кто-то может и будет их покупать просто для удобства. Но это совсем небольшой рынок, а если считать, что подкастинг (как и блоги) - это какое-никакое, но все же медиа, то и работать там должны те же процессы, что и в любом другом медиа. В частности, должны быть какие-то финансовые поступления, скажем, от рекламы. Тормозит этот процесс то, что абсолютное большинство подкастеров не рассматривают свои передачи как источник дохода. Это хобби, а зачастую полный аналог рисования в лифте "здесь был Вася". А если взять то меньшинство, которое хочет иметь хотя и маленькое, но "почти настоящее" радио, или же просто покрыть затраты на оплату интернета, то там другая проблема. Во-первых, крохотная по любым меркам аудитория. Во-вторых, часто контент таков, что поставить туда хоть какую-то рекламу решится только магазинчик, который принято скромно называть "для взрослых". В-третьих, нет инструментов хотя бы относительно точного измерения аудитории передач. В совокупности получаем следующую ситуацию: у нас что-то такое есть, хотели бы продать, а кому и как продать - непонятно. Да и не нужно оно никому по большому счету.
По тому же самому большому счету у подкастинга есть одна единственная возможность роста - объединение. Сейчас это разрозненные передачи, и поодиночке никому из рекламодателей они не интересны. Но тысячи передач, объединенные в систему с тематическим рубрицированием, со статистикой по аудитории и единой системой размещения рекламы, имеют шансы привлечь к себе внимание рекламодателей. Ведь существуют же в интернете тысячи мелких сайтов. Подобная модель, скорее всего, будет в итоге работать и с подкастингом.



Деловая газета "Бизнес"