31.05.2005

HSBC разочаровался в крупных российских клиентах



HSBC Как стало известно Ъ, на прошлой неделе московский банк "Эйч-Эс-Би-Си", 100-процентная дочерняя структура британского HSBC, лишился специалиста по работе с крупными клиентами. Леа Верни, руководившая этим подразделением последние восемь лет, покинула этот пост. Она стала двенадцатым топ-менеджером, покинувшим банк за последние полгода. Таким образом головной офис HSBC дал понять, что ставка московской "дочки" на крупную корпоративную клиентуру оказалась рискованной.

Банк HSBC – один из старейших иностранных банков в России, до 1918 года он вел здесь активные операции. Вновь офис британского банка открылся в Москве в 1996 году. В настоящий момент ООО "Эйч-Эс-Би-Си" – 100-процентная дочерняя структура HSBC Plc. По данным на 1 апреля 2005 года, "Эйч-Эс-Би-Си" занимал среди российских банков 143-е место по сумме чистых активов (5,04 млрд рублей) и 181-е место по размеру собственного капитала (831,6 млн рублей).

Как стало известно Ъ, на прошлой неделе банк "Эйч-Эс-Би-Си" покинула начальник управления инвестиционного банкинга Леа Верни. Как утверждает источник в банке, ее "поставили перед фактом – необходимостью написать заявление об уходе по собственному желанию". "С тех пор как в банке сменилось руководство, уход Леа Верни был вопросом времени",– считает собеседник Ъ. Приехавшая в Россию восемь лет назад госпожа Верни долгое время фактически в одиночку развивала бизнес HSBC в России. Именно ее считают идеологом того, что в середине 90-х российский HSBC сделал ставку на обслуживание крупной корпоративной клиентуры (а не физических лиц, на которых HSBC ориентируется во всем мире).

За что, собственно, и пострадал. Достаточно вспомнить историю с ЮКОСом. Напомним, что прошлым летом HSBC оказался в числе банков-кредиторов, уведомивших ЮКОС о дефолте по кредиту в $1 млрд. В результате спустя несколько месяцев британский банк продал свою часть синдицированного кредита примерно за 76% номинала (см. Ъ от 15 декабря 2004 года). По странному совпадению, прошлым же летом HSBC отказался от участия в синдицировании кредита на $500 млн для ГМК "Норильский никель". Кредит, по сообщениям западных СМИ, предназначался для рефинансирования другого кредита – на сумму $800 млн, выданного "Норникелю" в мае 2004 года Citigroup на покупку 20% акций южноафриканской Gold Fields (см. Ъ от 30 августа 2004 года). По-видимому, на фоне истории с ЮКОСом HSBC посчитал этот кредит рискованным. Именно на этот период пришлась смена команды в московском офисе HSBC. В октябре прошлого года уходит на пенсию предправления Ричард Тикнер. Сменивший его канадец Джеффри Асселстайн ранее никогда не бывал в России и не слишком знаком со спецификой российского бизнеса. В результате за последние полгода, по сведениям Ъ, банк покинули главный юрист Александр Рымко, глава private banking Ксавье Куртуа, начальник расчетно-кассового управления Сергей Славгородский, бухгалтер Наталья Кузьмина, бухгалтер по налогам Надежда Васильева, глава отдела банковских операций Людмила Боровеева, глава отдела комплайенс-контроля Федерика Авондо, глава отделения трансакционного бэнкинга Олег Добронравов, два главных специалиста по работе с корпоративными клиентами – Камран Улуханов и Мария Жукова.

Для офиса, штат которого составляет около 70 человек, это существенная потеря. Кстати, почти половина из ушедших из банка топ-менеджеров, по сведениям Ъ, была уволена. Причины своего увольнения они называть отказываются, объясняя это тем, что они до сих пор связаны соглашением не разглашать информацию о своей работе в HSBC. Только один из опрошенных Ъ экс-сотрудников "Эйч-Эс-Би-Си" заявил Ъ, что ушел из-за низкой зарплаты. В московском офисе вчера официально комментировать уход сотрудников отказались, заявив, что это может сделать только глава банка господин Асселстайн, который появится только завтра после обеда. Неофициально же о кадровых перестановках Ъ заявили следующее: "Всегда что-то происходит: кто-то уходит, кто-то приходит".

Что до дальнейшей судьбы госпожи Верни, то источник в банке утверждает, что она, видимо, останется в России: "Насколько мне известно, она уже получила несколько интересных предложений от потенциальных работодателей". С ним солидарен и адвокат госпожи Верни Александр Добровинский, заявив Ъ, что он о ее судьбе не беспокоится.
Ъ будет следить за развитием событий.
ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА

КоммерсантЪ