27.05.2005

Горы «Злата» тают в тяжбах. Началась борьба за популярный масляный бренд



На масложировом рынке России развернулась борьба за известный бренд «Злато» (расфасовывается на Лабинском маслоэкстракционном заводе), принадлежавший до недавнего времени компании «Русская бакалея», а с апреля 2005 года — структурам группы «Сигма». Как вчера сообщил „Ъ“ директор по связям с общественностью МИКГ «Сигма» Александр Савельев, в настоящий момент «должностные лица Роспатента предпринимают действия по списанию торговой марки „Злато“ на фирму A&Y Distributors, принадлежащую главе „Русской бакалеи“ Александру Старцеву». По мнению экспертов, на сегодняшний день бренд стоит порядка $15–20 млн, но из-за многочисленных судебных процессов его стоимость может серьезно упасть в цене.

31 августа 2004 года арбитражный суд Москвы принял решение о введении процедуры банкротства на головном предприятии ГК «Русская бакалея» — ОАО «ТПК „Русская бакалея“», владевшим Лабинским МЭЗом и являвшимся генеральным дистрибьютором масляного бренда «Злато» через аффилированную главе холдинга Александру Старцеву американскую компанию A&Y Distributors. Причиной введения конкурсного управления стало наличие крупных просроченных обязательств перед рядом коммерческих и кредитных учреждений на общую сумму в $60 млн (в числе кредиторов значатся Внешторгбанк, Сбербанк, «Рабо Инвест» и др.).

В начале октября 2004 года «Сигма» через свою аффилированную структуру ООО «Ариэль» приобрела права требования по кредиту «Русская бакалея» у Международного банка Храма Христа Спасителя и ее долги концерну «Юнилевер СНГ» на общую сумму свыше $10 млн. По утверждению директора по связям с общественностью «Сигмы» Александра Савельева, конкурсный управляющий определил бренд «Злато» как часть активов «Русской бакалеи», которая может пойти на ликвидацию какого-то процента долга компании. Как сообщил господин Савельев, в середине апреля 2005 года после ряда судебных решений «Сигма» добилась от «Русской бакалеи», «чтобы бренд „Злато“ перешел во владение ООО „Ариэль“ в счет погашения задолженности». Соответствующая запись в отношении этого товарного знака внесена в государственный реестр, а сведения переданы для публикации в официальном бюллетене Роспатента.

«В то же время, — рассказал господин Савельев, — некоторые чиновники Роспатента под воздействием адвокатов объявленного в начале года в международный розыск Александра Старцева в настоящий момент предприняли попытки списать бренд с нынешнего владельца и вернуть в собственность A&Y Distributors, гендиректором которого он и является». В чем заключались эти попытки, господин Савельев уточнять не стал, заявив, что «Сигма» намерена воспрепятствовать незаконным действиям в отношении торговой марки «Злато» в Роспатенте. По его словам, «Ариэль» уже подал надзорную жалобу в Московскую прокуратуру.

В то же время он не стал отрицать, что «Сигма» намерена в ближайшее время продать бренд «Злато». По выражению господина Савельева, «очень хочется продать „Злато“ гораздо дороже того, что оно сегодня может стоить». По оценкам же экспертов масложирового рынка, на данный момент этот бренд может оцениваться в $15–20 млн. Хотя все они сходятся во мнении, что пока идут судебные тяжбы вокруг «Русской бакалеи» и Лабинского МЭЗа, «Злато» будет дешеветь с каждым днем. Зато в вопросе о предположительном покупателе бренда мнения экспертов расходятся. Еще в феврале некоторые из них называли американский концерн Bunge Ltd, который владеет торговыми марками (ТМ) «Идеал» и «Олейна». «Олейна» создана и позиционируется как «народное» масло, «Идеал» же считается элитным брендом. По мнению игроков рынка, приобретение торговой марки «Злато» помогло бы компании усилить свои позиции на рынке растительного масла.

Однако сами американцы пока никак не проявили своего интереса к спорному бренду.

Специалисты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) назвали „Ъ“ в качестве реального претендента ГК «РУСАГРО», в чьих интересах уже два года действует «Сигма», отсудив у «Русской бакалеи» сначала Кропоткинский, а затем и Лабинский МЭЗы. В качестве других претендентов фигурируют также занимающаяся в настоящий момент активной разработкой собственного бренда агроиндустриальная корпорация «Астон» и группа «ОГО». Однако в этих компаниях предпочли не комментировать возможность приобретения бренда «Злато».

СЕРГЕЙ КИСИН

КоммерсантЪ