26.05.2005

Естественный барьер - 30% рынка. Рост цен на мясо выталкивает переработчиков в премиальный сегмент



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

С начала года сразу несколько московских мясоперерабатывающих компаний вывели на рынок линейки премиальных продуктов. По большому счету для многих из них это вынужденный шаг - в условиях роста цен на мясо рентабельность производства бюджетных продуктов упала почти до нуля. Однако аналитики рынка предупреждают: емкость этого сегмента ограничена 30% рынка, и в случае его перенасыщения мясопереработчикам придется снижать цены.

По данным АПК "Черкизовский", во второй половине 2004 года цены на свинину, говядину и мясо птицы выросли в среднем на 70%. Затем произошла некоторая коррекция, цены даже слегка снизились. Однако в 2005 году рост цен продолжился. С января по май 2005 года цены на говядину выросли на 25%, а на птицу зафиксирован рекордный рост - на 42%.
"После того как цена на сырье выросла почти вдвое, рентабельность мясокомбинатов, работающих не на собственном сырье, упала почти до нуля",- говорит генеральный директор компании "Кампомос" Федор Огарков. По его словам, "Кампомос" решил увеличивать долю высокомаржинальных продуктов в своем ассортименте. "Мы готовы потерять несколько процентов рынка, но при этом увеличить прибыль компании. В 2005 году мы доведем долю высокомаржинальных продуктов до 15%, а в течение нескольких лет и до 40-45%",- говорит Огарков. По его словам, рентабельность этих продуктов вдвое выше, чем обычных, которая в среднем составляет 3-5%.
Аналогичным путем идет и "Микоян", в апреле 2005 года выпустивший линейку премиальных продуктов "Европейский ресторан". Еще один производитель - "Дымов" - в конце 2004-го запустил очередную линейку премиальных продуктов "Высокая кухня".
"Сегодня при росте доходов населения характерен рост потребления более качественной и дорогой продукции, появление новых суббрэндов премиальных линеек и развитие новых брэндов, а не только раскрутка названий заводов. В прошлом году мы запустили линию "Высокая кухня", на эти продукты мы наблюдаем постоянный спрос",- говорит директор компании "Дымов" Вадим Дымов.
"Увеличение производства премиальной продукции есть. Сейчас такой продукции на рынке больше, чем, к примеру, два года назад. Доходы населения растут, и переработчики увеличивают производство высокомаржинальной продукции",- говорит директор по маркетингу "Останкино" Олег Тимошишин. Однако он считает, что пока рынок не готов к резкому росту продаж в этом сегменте.
"В натуральном выражении в 2005 году мы выпустили на 15% больше премиальных продуктов, чем в прошлом. Это 5-6% роста относительно другой продукции, но мы продолжаем активно развивать и средний сегмент. Сейчас сегмент премиум составляет порядка 11-12% от всего объема нашего производства",- говорит PR-директор "Черкизовского" Дмитрий Зубков.
В "Черкизовском" считают, что сейчас наращивать премиальный сегмент большими темпами рискованно. "У премиум-продукции должны быть соответствующие возможности для реализации. Но цивилизованная розница развивается медленнее, чем спрос потребителя и предложение этого продукта мясопереработчиками",- считает Зубков.
"Сейчас отмечается активный интерес производителей к сегменту премиум, потому что в нем больше прибыль. Но емкость сегмента премиум составляет максимум 30% рынка. Если предложение превысит емкость этого сегмента, то производитель будет вынужден понижать цену на премиальный продукт",- говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

Деловая газета "Бизнес"