26.05.2005

Государство готово лишить себя экспорта платиноидов



Во вторник вечером министр финансов Алексей Кудрин заявил, что государство уходит с рынка платиноидов. Иными словами, государство готовится ликвидировать собственную монополию на экспорт металлов платиновой группы. По данным Ъ, именно такая договоренность была достигнута на прошлой неделе на закрытом совещании Минфина, ЦБ и Минэкономразвития. О том, что государство решило отказаться от монополии на экспорт металлов платиновой группы, в профильных ведомствах заговорили в начале недели (см. вчерашний номер Ъ). Однако до сих пор ни в одном из них эту информацию официально не подтверждали: несмотря на отмену режима гостайны, рынок платиноидов по-прежнему остается одним из самых закрытых. И вот во вторник вечером на приеме в "Метрополе" по случаю 35-летия ФГУП "Алмазювелирэкспорт" министр финансов Алексей Кудрин публично сделал сенсационное признание: "Мы стоим на пороге дальнейшей либерализации рынка драгметаллов и камней, на котором сейчас работает ГУП 'Алмазювелирэкспорт'. Государство в перспективе будет уходить с этого рынка".

ГУП "ВО 'Алмазювелирэкспорт'" образовано в 1970 году. Предприятие, годовой оборот которого оценивается в $2 млрд, специализируется на экспорте драгметаллов и камней. "Алмазювелирэкспорт" был монопольным экспортером алмазов до начала 90-х и по-прежнему остается эксклюзивным спецэкспортером платиноидов. Он также продает за рубеж пятипроцентные контрольные отрезки от экспортных партий алмазов и ценности из Госфонда. Крупнейшим клиентом "Алмазювелирэкспорта" является ГМК "Норильский никель".

Как удалось выяснить Ъ, на прошлой неделе в Минфине состоялось закрытое совещание под руководством господина Кудрина с участием первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева и директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Алексея Каульбарса. На нем и была достигнута принципиальная договоренность инициировать процесс отмены госмонополии на экспорт платиноидов. По словам источника Ъ в Банке России, пакет соответствующих документов уже отправлен на согласование в правительство. Это значит, что ЦБ удалось одержать крупную аппаратную победу. Напомним, что Минфин (а ФГУП "Алмазювелирэкспорт" подконтролен именно ему) предлагал сначала отменить квотирование экспорта платиноидов, а уже затем менять саму систему их экспорта. Необходимость такого подхода там объясняли тем, что внести изменения в указ президента проще, чем менять федеральный закон 1998 года. Однако в ЦБ, видимо, посчитали иначе. В феврале Банк России написал отрицательное заключение на подготовленный Минфином проект указа президента об отмене квотирования экспорта. Ссылаясь на нормы ВТО, ЦБ высказался в том смысле, что отменять надо не механизм квотирования, а саму госмонополию (см. Ъ от 17 марта).

Кстати, с "Алмазювелирэкспортом" у Банка России давние счеты. ЦБ не раз заявлял, что тот вместе с "Норникелем" проводит невыгодную для него политику в торговле драгметаллами на внешнем рынке. В конце 90-х, когда в хранилищах ЦБ скопились гигантские запасы платиноидов, он даже лоббировал передачу ФГУПа в свое прямое подчинение. Впрочем, с тех пор ЦБ, по данным Ъ, избавился от платиноидов и уже несколько лет не имеет квоты на их экспорт. С ликвидацией госмонополии на экспорт платиноидов существование "Алмазювелирэкспорта" фактически ставится под сомнение. Ведь львиная доля его доходов, по данным Ъ, приходится на комиссию за экспортные операции с партиями платиноидов, принадлежащих "Норникелю". Конечно, остаются еще пятипроцентные контрольные отрезки от экспортных партий алмазов, продажами которых также занимается "Алмазювелирэкспорт" в рамках соглашения с De Beers. Однако подписанное в 2001 году соглашение до сих пор не действует, а расклад сил на мировом алмазном рынке в настоящий момент меняется. В соответствии с требованиями Евросоюза поставки в адрес De Beers с каждым годом будут снижаться. Так что не исключено, что в конечном итоге роль "Алмазювелирэкспорта" будет сведена до спецэкспортера ценностей Госфонда. "Если принято политическое решение, его надо выполнять. Однако делать это следует аккуратно – так, чтобы завтра экспорт не встал вообще. Ведь сегодня все экспортные процедуры, квоты пока на нас. Потребуется время, чтобы внести изменения в по меньшей мере три десятка нормативных документов, включая федеральный закон",– считает гендиректор "Алмазювелирэкспорта" Рустем Усманов. По оценкам чиновников, процесс внесения изменений в законодательную базу может занять не менее года.

В "Норникеле" вчера не стали скрывать своего удовлетворения предстоящей отменой госмонополии на экспорт платиноидов. "Как активный участник рынка драгметаллов, к идее его либерализации мы относимся позитивно по причине того, что это повысит его прозрачность, даст большую свободу его участникам как в части организации, так и долгосрочного планирования продаж. В будущем это может позитивным образом сказаться на капитализации 'Норникеля'",– заявил вчера Ъ заместитель гендиректора ГМК Денис Морозов. Ъ будет следить за развитием событий.

ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА

КоммерсантЪ