19.05.2005

Rexton вместо "Оки" будут выпускать в Набережных Челнах



"Северсталь-Авто" в среду объявила о покупке Завода микролитражных автомобилей, принадлежащего КамАЗу. На этих мощностях компания планирует начать в этом году производство южнокорейских внедорожников SsangYong Rexton. Эксперты скептически оценивают перспективы этого проекта. Для покупателей большое значение имеет престиж марки, а SsangYong не относится к числу раскрученных брендов.

Александр Борисов

Гендиректор ОАО 'Северсталь-Авто' Вадим Швецов объявил в среду о приобретении у КамАЗа 99,6% акций Завода микролитражных автомобилей (ЗМА). Сумма сделки составит около 50 тысяч долларов. В планах компании - организация лицензионного производства на ЗМА южнокорейских автомобилей SsangYong. Лицензионное соглашение с корейским производителем было подписано в декабре 2004 года. В соответствии с ним 'Северсталь-Авто' получила эксклюзивное право производить в России внедорожник Rexton. Что же касается КамАЗа, то для него ЗМА был непрофильным активом, от которого компания давно уже рассчитывала избавиться. По оценкам экспертов, экономический эффект от производства автомобиля 'Ока' сейчас ничтожно мал и КамАЗ предпочел сосредоточиться на своей основной деятельности - выпуске грузовых автомобилей.

В 'Северсталь-Авто', напротив, нашли в ЗМА сразу несколько достоинств. Предприятие не имеет непрофильных активов и долговых обязательств, оно компактно, вполне современно (окрасочный комплекс немецкой фирмы Durr введен в эксплуатацию в конце 2003 года), имеет небольшой штат (2 тысячи человек) и не требует больших вложений для организации сборочного производства или сокращения персонала. Общие инвестиции 'Северсталь-Авто' в организацию производства, рассчитанного на выпуск 80 тысяч автомобилей в год, составят, по словам Швецова, не более 100 млн. долларов. Для сравнения: инвестиции Ford в завод во Всеволжске, выпустивший в прошлом году чуть менее 30 тысяч автомобилей, составили примерно 150 млн. долларов; а Renault в запуск модели Logan на московском СП 'Автофрамос' - около 230 млн. долларов.

В 'Северсталь-Авто' решили не ограничиваться запланированным изначально выпуском внедорожника Rexton. Но начнут именно с него. Планируется, что ежегодно на ЗМА будет выпускаться до 10 тысяч авто этой модели. Цена в базовой комплектации - от 25 тысяч долларов. Каждые полгода на конвейер планируется ставить новую модель SsangYong, пополняя модельный ряд этой марки на российском рынке.

К 2008 году ЗМА будет выпускать уже четыре модели SsangYong. Основную ставку в 'Северсталь-Авто' делают на класс так называемых городских вседорожников (crossover). Их производство планируется начать в следующем году, а всего намечается продавать до 25 тысяч таких авто в год по цене около 20 тысяч долларов. О третьей модели известно лишь то, что это будет спортивный автомобиль. Четвертым же станет мини-вэн SsangYong Rodius, стоящий сейчас в импортном варианте около 36 тысяч долларов. В 'Северсталь-Авто' рассчитывают продавать до 3 тысяч Rodius в год на отечественном рынке. По словам Вадима Швецова, в 2008 году в России будет продано около 400 тысяч внедорожников, из которых 60 тысяч (15%) придется на долю продукции 'Северсталь-Авто'.

Эксперты весьма скептически оценивают планы руководства 'Северсталь-Авто'. Валерий Тараканов из 'Рольфа' напомнил, что лидерами среди внедорожников в России является концерн General Motors, а также японские компании Toyota, Mitsubishi, Nissan, Honda, Suzuki и Subaru. 'Для покупателей внедорожников огромное значение имеет престиж марки автомобиля, а SsangYong не относится к числу наиболее раскрученных брендов, - говорит Тараканов. - Поэтому я полагаю, что планам 'Северсталь-Авто' по занятию 15% российского рынка внедорожников вряд ли суждено сбыться'. Кроме того, в 2005-2007 годах новые модели дешевых и качественных внедорожников создадут ныне почти не заметные китайские автопроизводители, которые составят серьезную конкуренцию лидерам рынка. 'Потесниться придется всем, в том числе и 'Северсталь-Авто', - уверен эксперт.

УАЗ не доедет до Италии
Совместный проект ОАО 'Ульяновский автозавод' и итальянской компании De Tomaso Modena, о котором стороны заявили в 2002 году и который предусматривал сборку в Италии российской модели внедорожника УАЗ-3160, заморожен, сообщил Вадим Швецов - гендиректор 'Северсталь-Авто', владельца контрольного пакета акций УАЗа.

По его словам, проект заморожен в связи с тем, что итальянский партнер пока находится в состоянии банкротства. Протокол о сотрудничестве между УАЗом и De Tomaso Modena предусматривал, что итальянцы вложат около 22 млн. евро в новый завод по выпуску УАЗов.

Российская сторона подготовила автомобиль для итальянского рынка и рассматривает его, как перспективный.

Газета