18.05.2005

Россию зальют качественным бензином



Федор ЧАЙКА

Минэкономразвития нашло способ снизить цены на качественный бензин и стимулировать инвестиции в отечественную нефтепереработку. Чиновники предлагают для качественного бензина снизить акциз. Но эксперты считают, что цены не сдвинутся с места до тех пор, пока не будут изменены ГОСТы для производства бензина. В противном случае страну зальют бензином с присадками.

Минэкономразвития (МЭРТ) подготовило предложения по формированию рыночных механизмов ценообразования в нефтяной отрасли. В этом документе МЭРТ предлагает изменить ставки акцизов, понизив этот налог для более качественных видов топлива. Сейчас при более высоком качестве топлива ставка акциза выше. Например, за бензин марки 80 надо платить 2657 руб. за тонну, за 92 и выше - уже 3629 руб. за тонну. Если перевести на литры, то акциз в литре Аи-92 доходит до 2.6-2.7 руб. (около 17% от стоимости). По задумке министерства такое нововведение позволит снизить цены на качественный бензин и даст возможность заводам больше денег вкладывать в реконструкцию, модернизируя мощности.

Но так думают не все. Эксперты задают резонный вопрос, какие критерии будут применятся для определения "качественный бензин" и кто будет это контролировать? «Есть ГОСТ, который разрешает использовать присадки, и половина наших заводов их использует, - говорит Максим Назаров из Российского топливного агентства, - непонятно к чему может снижение акцизов". Возможно, производители и оптовые продавцы будут просто больше использовать присадки.

"Если государство хочет действительно навести порядок с качественным бензином, нужно в первую очередь вводить акцизы на прямогонный бензин», - полагает Константин Батунин из ИК «ЦентрИнвестГруп». Сейчас на такой бензин установлен нулевой акциз. Это сделано для поддержания химической промышленности. Но не мешает, однако, покупать его, увеличивать октановое число и продавать на заправках под маркой Аи-80 или Аи-76. Что же касается присадок, то без них просто физически не было нужных объемов топлива, так как спрос на Аи-92 есть всегда, а глубина переработки сырой нефти в России не превышает 70%, считает эксперт. По некоторым данным, с тонны нефти в России выпускают 150 литров бензина (в США - 430-450 литров), а нехватка Аи-95 составляет около 1 млн. тонн в год. "Поэтому цены определяются спросом, а не размером акцизов. Кроме того, не факт, что производитель захочет дарить разницу при снижении акциза автовладельцу, ведь цены устанавливает рынок, а не МЭРТ", - считает Максим Назаров.

Впрочем, нефтяники смотрят на предложения МЭРТа с оптимизмом. «Мы снизим цены, если акцизы будут снижены. Такое решение правительства будет стимулировать инвестиции в производство», - сказал «Известиям» глава пресс-службы «ЛУКОЙЛа» Дмитрий Долгов. При этом «ЛУКОЙЛ» обещает не «укрывать» лишнюю прибыль. «Как социально ответственную компанию, нас устраивает нынешний уровень рентабельности», - заверяет Дмитрий Долгов.

Финансовые известия