16.05.2005

Английский футбол стал американским. Британцы возмущены поглощением Manchester United Малкольмом Глейзером



ИЭН УОТСОН (IAN WATSON)


В январе 1995 года во Флориде бизнесмен Малкольм Глейзер (Malcolm Glazer) поднялся на подиум, нервно улыбнулся собравшимся поклонникам американского футбола и пообещал им грядущие победы. Фанаты энтузиазма не выразили. Дело было в том, что Глейзер только что приобрел команду Tampa Bay Buccaneers, безнадежного аутсайдера чемпионата Национальной футбольной лиги США, за рекордную сумму в $192 млн (102 млн фунтов стерлингов, 148 млн евро). За 19 лет своего существования буканьеры выиграли менее трети игр.
Мало кто верил, что Глейзер сможет повернуть все иначе. Однако через несколько лет, в течение которых состав и тренеры менялись с лихорадочной скоростью, команда завоевала первый кубок Super Bowl в своей истории (в 2003 году) и прочно обосновалась среди лидеров лиги.
В США Глейзер - герой. В Великобритании его считают злодеем. Преступлением стала покупка клуба Manchester United, футбольного Грааля. По продолжительности и утомительности эпопея с приобретением напоминает еще один знаменитый продукт из Манчестера - сериал ITV "Коронейшн-стрит" (Coronation Street).
Доля акций оценивавшегося приблизительно в 800 млн фунтов клуба, которая принадлежала ирландским бизнесменам Джону Манье (John Magnier) и Дж. П. Макманусу (J P McManus), была выкуплена по 300 пенсов за акцию, или за 270 млн фунтов. Глейзер также приобрел 6% акций, которые контролировал шотландский горнопромышленник Харри Добсон (Harry Dobson). Еще несколько сделок на Лондонской фондовой бирже - и Глейзер стал обладателем примерно 74,81%. Чтобы команда стала его частной собственностью, нужны 75%. Теперь Глейзер постарается приобрести недостающее. Его предложение в значительной мере опирается на заемный капитал: это послужило причиной того, что первая официальная попытка, сделанная в прошлом месяце, была без долгих разговоров отклонена правлением клуба во главе с исполнительным директором Дэвидом Гиллом (David Gill). Как утверждается, Глейзер и члены его семьи сделали предложение всем заинтересованным лицам продать акции МЮ по цене 300 пенсов за штуку через компанию Red Football. Это составит 200 млн фунтов, еще 275 млн дал JP Morgan, а остальные 315 млн собраны путем эмиссии привилегированных акций для клиентов JP Morgan.
Однако еще до того, как нога американского бизнесмена ступила на священный газон "Олд Траффорд" - домашнего стадиона МЮ, разъяренные фанаты при поддержке британских таблоидов возопили, что Глейзер намерен осквернить один из самых успешных футбольных клубов мира.
Критики напоминают, что, завладев Tampa Bay Buccaneers, новый хозяин немедленно уволил двух старших тренеров, продал игроков, повысил цены на билеты до космических высот и соорудил новый стадион за счет средств налогоплательщиков. Для покупки сезонного абонемента фанатам из Тампы теперь приходится приобретать облигацию со сроком погашения десять лет, а посещение восьми матчей обходится им в сумму до $700. При этом Глейзер уговорил (а некоторые утверждают - заставил) местные власти построить новый суперсовременный стадион, вызывающий зависть у многих. Он также поменял клубный цвет с невзрачного оранжевого на более привлекательный для фанатов и телевидения оловянно-красный. В 2003 году Глейзер безуспешно пытался приобрести Los Angeles Dodgers, бейсбольную команду Высшей лиги.
Бывший мэр Тампы Вильям По (William Poe) так прокомментировал новость о попытке купить МЮ: "Я сомневаюсь, что такой человек, как Глейзер,- подходящий представитель для американского бизнеса в Великобритании. Глейзеры никогда не помогут и не выкажут вам своего расположения, если это только им не выгодно. Они не добропорядочные граждане". Фанаты назвали приобретение Manchester United Глейзером "одним из самых мрачных дней в 127-летней истории клуба".
В общем, что не удалось Руперту Мердоку (Rupert Murdoch), то благодаря силе воли и тугому кошельку смог сделать пройдоха Глейзер. А он действительно пройдоха. Тампа теперь уставлена кричащими рекламными щитами, а на стадионе высится поддельный пиратский корабль XIX века, чьи пушки обрушивают на трибуны залпы рекламной продукции после каждого тачдауна Buccaneers. Малкольму Глейзеру стукнуло 73, так что контроль над вложениями в МЮ, скорее всего, достанется его 37-летнему сыну Джоэлу (Joel Glazer).
Несмотря на длительное неприятие семьи Глейзеров со стороны директоров, менеджмента и фанатов футбольного клуба, Джоэл Глейзер не оставил намерения завладеть командой, которой бредил с юности. Впрочем, эта страсть вряд ли растрогает болельщиков.
Есть люди, более благосклонные к Глейзеру: коллеги по Национальной футбольной лиге считают его новатором, человеком, который смог вселить в команду и персонал Tampa Bay Buccaneers решимость и готовность быть лучшими в NFL. Не вызывает сомнений, что стремление Глейзера создать организацию, достойную чемпионов, послужило основой быстрого взлета команды. Благодаря этому успеху бизнесмен стал пользоваться такой популярностью и поддержкой, которой история NFL еще не знала.
Однако фанаты МЮ совсем не расположены слушать подобные аргументы. Они в ярости и готовы к бунту. С тех пор как Глейзер впервые проявил интерес к приобретению клуба почти 18 месяцев тому назад, СМИ с энтузиазмом разжигают эту ярость, совершенно игнорируя тот факт, что клуб - это бизнес, который, как и прочие предприятия, продается и покупается, если предложена хорошая цена. За прошедшие полтора года не было недели, чтобы предложение Глейзера не объявлялось "неизбежным", что только заводило фанатов и усиливало их предубеждение. И вот практически случилось. "Олд Траффорд" превратился в Sold Trafford ("Проданный Траффорд").
Фанаты вольны думать о Глейзере все, что им угодно, он всегда может сослаться на то, что под его присмотром Tampa Bay Buccaneers на протяжении всех последних лет была одной из ведущих команд NFL. Никто не спорит, что он чудаковат. Глейзер очень замкнут, чтобы не сказать - склонен к затворничеству, чем навлек на себя нелюбовь некоторых членов семьи. Поговаривают, что он никогда не останавливается, пока не добьется своего. По слухам, его сестра Джанет Голдстейн (Jeannette Goldstein) как-то сказала о нем: "Он как автомат - все деньги, деньги, деньги. Ничего больше его не интересует".
Глейзер составил всеобъемлющий план достижения успеха, предусматривавший стабильного собственника, привлечение талантливых тренерских кадров, знающего персонала и руководителей, а также широкое деловое сотрудничество с местным сообществом. Другим его успехом - помимо выигрыша кубка - стал суперсовременный стадион Raymond James Stadium, обошедшийся в $200 млн и принимавший в январе 2001 года 35-й розыгрыш Super Bowl. Многие в НФЛ называют стадион "жемчужиной Лиги". Несмотря на кусающиеся цены, все билеты на 42 игры регулярного чемпионата и плей-офф распродаются полностью.
Недавно Глейзер переключил свое внимание на сооружение новой тренировочной базы для команды. Он утверждает: "Как и наш стадион, база и административные офисы будут одними из лучших в НФЛ. Для этого мы поручили специалистам и администраторам посетить лучшие, по нашему мнению, тренировочные базы Лиги, а также лучшие базы при университетах. Мы велели им сделать конспекты и фотографии, а затем спроектировать свои участки ответственности так, как они хотели бы их видеть по окончании строительства. Наши представители собрали потрясающие данные. Мы намерены обработать эту информацию и предоставить ее архитекторам, чтобы те создали лучшую тренировочную базу в НФЛ".
В конце сезона 1996 года Глейзер распорядился произвести значительное переустройство в One Buccaneer Place, где расположены административные помещения и тренировочный комплекс команды. Офисные площади были расширены более чем на 6 тыс. кв. м, была модернизирована система продажи сезонных абонементов и клубных карт, усовершенствованы компьютерная система и подбор персонала. Несмотря на возраст, Глейзер ничуть не утратил вкуса к выгодным сделкам. Значительная часть того времени, которое он потратил, чтобы сделать футбольный клуб более привлекательным для фанатов, пошла на расширение связей с болельщиками. Для этого был создан отдел по организации специальных мероприятий. Свидетельством решимости Глейзера повышать участие игроков и тренерского состава в жизни округи служат более 700 встреч с общественностью, проведенных футболистами, тренерами и руководителями клуба в течение прошлого года.
Как утверждает бизнесмен, "важно добиваться успехов на поле, но мне хочется, чтобы мы стали хорошими членами нашего сообщества. Мы - образцы для подражания. Дети и взрослые равняются на нас. Я хочу, чтобы мы подавали правильный пример".
Предложение Глейзера может поставить под угрозу перспективы тренера МЮ сэра Алекса Фергюсона. Последний публично заявлял, что такое предложение не в интересах клуба, а если учесть сравнительно неудачные выступления команды в последнее время, у сэра Алекса может возникнуть соблазн воспользоваться благоприятным моментом для ухода в отставку, пока его тренерская репутация остается на высоте.
Глейзер, проживающий в Палм-Бич, штат Флорида, является председателем правления и исполнительным директором First Allied Corporation. First Allied -это холдинг, обслуживающий широкие деловые интересы своего шефа, простирающиеся от производства рыбьего жира и мяса до недвижимости и спорта.
Персонификация американской мечты, Глейзер с восьми лет начал работать на предприятии своего отца, производившем детали для часов. В 1943 году, когда ему было 15 лет, отец, иммигрант из Армении, умер, и Малкольм унаследовал семейный бизнес. Затем он занялся стоянками для жилых автоприцепов, а далее путем приобретений превратил дело в многомиллиардное. В свое время Глейзер владел разнородным портфелем предприятий и инвестиций, куда входили оборудование для общественного питания, упаковка и поставки пищевых продуктов, производство белка из морепродуктов, телевидение, здравоохранение, недвижимость, банковское дело, защита от загрязнений природным газом и нефтью, а также публикации в интернете. По утверждению журнала Forbes, главным талантом Глейзера является "чутье на стоимость". Он также не чужд филантропии: в межсезонье 1999 года Малкольм создал Glazer Family Foundation, призванную способствовать благотворительности и образованию в сообществе Тампа-Бэй. Фонд израсходовал свыше $1,5 млн на программы, билеты, гранты и материальные вложения. Его благотворительная деятельность также включала широкое сотрудничество с Комиссией района Тампа-Бэй по спорту (Tampa Bay Sports Commission), организацией, содействующей любительскому спорту.
Глейзер родился в Рочестере, штат Нью-Йорк. У него и его жены Линды шестеро детей, причем все мальчики - Аврам, Кевин, Брайан, Джоэл, Эд и Дарси. Все они занимают должности вице-президентов First Allied.
То, что Глейзер умеет зарабатывать на спорте, не подлежит сомнению: за восемь лет семья Глейзеров утроила стоимость своих капиталовложений в Tampa Bay Buccaneers. Главной ценностью в семейном портфеле является Zapata Oil, компания, созданная президентом Бушем-старшим, но затем купленная Глейзером и превращенная из предприятия по перекачиванию нефти в высокодоходный конгломерат по производству рыбьего жира.
Manchester United, возможно, окажется самым серьезным вызовом в продолжительной жизни бизнесмена. Для многих футбол является вопросом жизни и смерти. А покойный великий тренер "Ливерпуля" Билл Шенкли (Bill Shankley) даже сказал: "Да нет, футбол гораздо важнее".



Деловая газета "Бизнес"