16.05.2005

Неудачный ответ кассете



ИРИНА ДРЕМИНА

16 мая 1991 года пионер миниатюризации Sony Corporation представил миру свою новую разработку - minidisk, систему для рынка портативного аудио.
Sony Corporation занялась разработкой нового цифрового аудиоформата еще в 1986 году, предвидя, что аудиокассета не вечна. В 1988 году продажи аудиокассет достигли своего пика - 76 млн в год - и с тех пор стали падать. Мировые компании задумались, что может прийти им на смену. CD, уже выпущенные к тому времени на рынки, пользовались большой популярностью, однако их большой недостаток - невозможность перезаписи музыки - делал CD чем-то вроде осовремененных пластинок. К тому же они проигрывали в мобильности: музыкальные центры под CD невозможно было взять с собой на улицу.
Sony поставила перед своими разработчиками задачу создать цифровой аналог обычной кассеты: небольшой, помещающейся в плейер типа "вокман" и с возможностью перезаписи музыки.
Разработанная Sony новинка представляла собой цифровой аудиоформат, основанный на 2,5-дюймовых магнитооптических дисках. Первые MD были размером всего в четвертую часть обычного компакт-диска, но при этом вмещали в себя и меньше музыки. Чтобы конкурировать с CD, был разработан формат ATRAC, который сжимал звук для MD с минимальными потерями качества. Теперь новый диск вмещал в себя 74 минуты записи, как обычный CD.
16 мая 1991 года Sony представила MD, а также несколько устройств: MD-плейер и MD-деку. Первоначально MD был воспринят как перспективный формат, он действительно был удобнее CD, несмотря на то что несколько уступал компакт-диску в качестве записи. Sony и конкурирующие компании довольно активно выпускали MD-плейеры, стараясь превзойти друг друга в миниатюрности. К 1996 году MD появился и в России.
Но, несмотря на то что Sony периодически дорабатывала формат ATRAC, мини-диск так и не смог завоевать массовый рынок. Сначала покупателей отпугнула цена - первые "вокманы" MD были дороже кассетных в несколько раз. Их решающее преимущество - мобильность - исчезло с появлением CD-плейеров и особенно mp3-плейеров. Последние как нельзя лучше соответствуют современной тенденции смещения музыки в область компьютера. Музыка скачивается и хранится, как обычная информация. В MD же установлены некоторые ограничения по перезаписи, вызванные тем, что Sony, сама крупнейшая звукозаписывательная компания, крайне негативно относится к нелицензионному распространению музыки. Эти ограничения не устраивают современных меломанов, так что вряд ли стоит ожидать какого-то нового прорыва со стороны MD.



Деловая газета "Бизнес"