16.05.2005

Наступление под Москву. Столичные торговые сети начинают экспансию за пределы МКАД



ПЕТР МИРОНЕНКО

Традиционная зависимость Московской области от столицы привела к тому, что местная розничная торговля развита значительно меньше, чем в большинстве других российских регионов. С приходом сюда федеральных ритейлеров шансы выжить у подмосковных торговцев становятся минимальными.
"Московская область будет отполирована до блеска за два года",- обещает гендиректор сети "Копейка" Сергей Ломакин. За последний месяц о намерении активно расширять свои сети в Подмосковье заявили сразу три крупные сети. Одна за другой соглашения о сотрудничестве с областными администрациями подписали сети "Пятерочка", "Копейка" и "Дикси", такое же соглашение есть у зеленоградской сети "Утконос". По информации "Бизнеса", в ближайшее время с областной администрацией подпишет соглашение и "Спар Ритейл" (обладатель мастер-франшизы голландской сети Spar на Москву и Московскую область). За ближайшие два года каждая из этих сетей собирается открыть не меньше, чем по 100 магазинов в области. Ритейлеры уверены, что на подмосковном рынке хватит места для пяти-шести московских сетей. А вот местным игрокам придется уйти с рынка.
На рынке уверены, что местным ритейлерам просто нечего противопоставить москвичам. "Уже сейчас мы можем устанавливать цены дешевле, чем местные торговцы, даже если везем товар из Москвы",- говорит Сергей Ломакин. По его мнению, единственной возможностью для мелких подмосковных сетей было бы создать что-то вроде закупочного альянса, чтобы выбивать хорошие скидки у поставщиков, "однако в России еще не было примеров того, чтобы больше двух сетей о чем-то подобном договорились". С гендиректором "Копейки" соглашается президент группы компаний "Виктория" (развивает в Подмосковье сети "Квартал" и "Дешево") Николай Власенко, который добавляет, что московским сетям сложно будет что-либо противопоставить и без соглашений с администрацией. "Мы собираемся завоевывать область собственными силами, пока нам подобные соглашения не нужны". Гендиректор сети "Дикси" Томс Берзинь свои планы в Подмосковном регионе обсуждать отказался, однако источник, близкий к руководству сети, сказал "Бизнесу", что "Дикси" местных ритейлеров конкурентами не считает, а более крупных московских сетей не боится. ""Дикси" по ценам и ассортименту ближе к формату дискаунтера, чем, например, "Копейка": меньше торговая наценка". Так что по ценам "Дикси" вполне по силам конкурировать и с "Копейкой", и с "Пятерочкой".
Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков уверен, что уничтожить местный ритейл федеральные сети способны за год-полтора. "У крупных сетевиков есть низкие цены, получаемые за счет более эффективного управления, логистики, давления на поставщиков",- говорит Кочетков. Для того чтобы привлекать покупателя, местные ритейлеры будут вынуждены искусственно снижать цены, а в итоге бизнес просто станет нерентабельным, заключает аналитик. С ним соглашается гендиректор маркетингового агентства Advinter Ян Шайер, который добавляет, что у местных ритейлеров есть еще целый ряд конкурентных недостатков: низкий ассортимент и невысокий уровень обслуживания. "Таких денег, чтобы компенсировать все эти недостатки, у подмосковных ритейлеров просто нет",- говорит Кочетков.
Впрочем, местные ритейлеры не собираются сдаваться. "Мы готовимся к приходу московских сетей и считаем, что сможем пережить его",- говорит попросивший об анонимности совладелец небольшой сети магазинов в Талдомском районе. В пример он приводит Химки: "Ведь с появлением рядом с городом сразу нескольких торговых центров массового разорения не произошло". Защищает подмосковных ритейлеров и председатель совета директоров зеленоградской сети "Утконос" Алексей Грицай: "Конечно, обороты местных сильно упадут, однако в формате "магазин у дома" они вполне смогут выжить".


Деловая газета "Бизнес"