14.05.2005

Оптовая торговля автокредитами. В России формируется новый вид бизнеса банков - торговля кредитными портфелями



ИРИНА КУЗЬМЕНКО

. По мнению экспертов, сам факт продажи банком части ссуд постепенно перестает свидетельствовать о проблемах с ликвидностью у данной кредитной организации, а начинает говорить о нормальном желании банка рефинансировать свой кредитный портфель. В ближайшее время наиболее "ходовым" товаром станут портфели автокредитов.
Начало новому виду бизнеса банков - торговли кредитными портфелями - если не сформировал, то положил кризис на межбанковском рынке, произошедший летом прошлого года. И если продажа кредитного портфеля для западных банков - обычное дело, то вплоть до прошлого года для российских банков это было экстраординарным поступком, свидетельствующим о том, что банк испытывает проблемы с ликвидностью. До последнего времени в российской практике обычно причиной продажи кредитного портфеля служила нехватка средств банка для выполнения своих обязательств перед кредиторами, клиентами или любыми другими контрагентами. "В этом случае выбор, стоящий перед банкирами, прост - либо продать портфель, либо обанкротиться,- говорит вице-президент Пробизнесбанка Людмила Лебедева.- Также кредитные портфели продают при банкротстве для пополнения конкурсной массы или при перепрофилировании бизнеса. Последняя причина стала популярной среди банков во время и после кризиса доверия, который разразился на российском банковском рынке летом прошлого года".
Продавцу кредитного портфеля эта сделка нужна для срочного пополнения ликвидности при возникновении кассовых разрывов, когда клиенты начинают внезапно закрывать счета и изымать вклады и когда другие источники для покрытия этого разрыва отсутствуют. "Для банка это означает потерю части работающих активов, приносящих процентный доход, и в будущем он вынужден будет по новой восстанавливать утраченную клиентскую базу,- рассказывает аналитик ИК "Проспект" Игорь Лавущенко.- Поэтому для российских банков продажа кредитных портфелей - это все еще экстраординарная мера". Например, в период прошлогоднего летнего кризиса пытались провести продажу части портфелей Гута-банка, до того как была поглощена ВТБ. Размер ее кассового разрыва составлял примерно $150 млн. Пытался прибегнуть к такому способу решения проблемы с ликвидностью КредитТрастБанк. Сумел совершить такую операцию "Диалог-Оптима", причем, по заявлению руководства банка, практически без дисконта.
На Западе, напротив, рефинансирование кредитных портфелей развито широко, поскольку там оборачиваемость кредитных ресурсов и их доступность намного выше, да и сама перепродажа портфелей развита хорошо. Там к рефинансированию, как правило, прибегают при продвижении каких-либо новых банковских продуктов, для более быстрого освоения ниши рынка.
По мнению замглавы направления розничного бизнеса Банка Москвы Романа Воробьева, российским банкам, в принципе, ничего не мешает активно продавать и покупать кредитные портфели. Однако на российском рынке кредитования населения есть несколько факторов, которые пока тормозят развитие этого процесса. "Есть такое понятие, как качество кредитного портфеля,- говорит эксперт.- Если хотите продать быстро, то качество портфеля должно быть приемлемым, если оно неприемлемо, то продавать портфель придется долго, а может быть, и вовсе не сможете его продать. И если благодаря работе кредитных бюро в западных странах банкам давно понятны критерии принятия решений о выдаче кредитов другими банками, то в России пока не всегда понятно, исходя из каких соображений банк принял решение выдать кредит тому или иному заемщику".
Вторая проблема заключается в отсутствии большого количества серьезных игроков на рынке потребительского кредитования. "Основному игроку - Сбербанку - нет нужды ни продавать свои портфели, ни покупать чужие, а остальные банки, не считая, пожалуй, "Русского стандарта", пока не настолько масштабно занимаются кредитованием населения. Нужно подождать, пока эти банки нарастят кредитные портфели",- считает Роман Воробьев.
Третье препятствие - это необходимость при покупке портфеля кредитов интегрировать программное обеспечение, чтобы вести и обслуживать купленные кредиты. "Банк-покупатель должен правильно перевести портфель из системы банка-продавца в свою систему,- рассказывает эксперт из Банка Москвы.- А в России далеко не все кредитные организации могут это обеспечить, либо могут, но это оказывается экономически невыгодно из-за высоких затрат на интегрирование систем".
По этим причинам в российской практике сделки купли-продажи кредитных портфелей проводились только в группе кредитов со стандартным оформлением - ипотеке и автокредитовании. Тут и кредиты наиболее крупные, которые проще всего проверить (при покупке кредитного портфеля банк проверяет качество каждого выданного кредита), и банкам не нужно серьезно менять свое программное обеспечение.
Портфели по другим видам потребительского кредитования пока не востребованы на этом рынке. "Например, кредиты на неотложные нужды продавать сложно, потому что это не стандартный продукт,- объясняет глава банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников.- Автокредиты продаются в рамках программ, условия которых близки у всех банков и мало чем друг от друга отличаются, при этом кредиты тут сравнительно крупные. Это важно, потому что вы приобретаете у банка не только его доходы по кредитам, но и риски. И если качество кредитного портфеля оказывается хуже, чем вы ожидали, то вы можете не только не получить планируемой прибыли, но и больше потерять. Поэтому чем стандартнее процедура, тем проще. Если покупаешь что-то совсем не знакомое, то это хуже, а автокредитование - это то, что есть у многих банков, и они правильно считают, что прикупить себе еще таких же кредитов, которые у них уже есть,- это хороший бизнес".
По мнению экспертов, условия для активного рынка кредитных портфелей уже складываются. "Но должны появиться игроки, которые заинтересованы продать или купить кредитный портфель,- уверен Михаил Матовников.- Тут предложение формируется быстрее, чем спрос. Уже есть средние банки, которые научились продавать автокредиты, но у них есть проблемы с деньгами, то есть они не могут расти такими же темпами, как их программы автокредитования. Им придется либо искать фондирование для этих программ, либопродавать часть портфелей более крупным игрокам, у которых есть деньги, но которые не хотят сами развивать инфраструктуру. Что касается спроса, то он тоже появляется, но, видимо, пока у продавцов и покупателей разные ожидания по тому, сколько эти портфели должны стоить".
Что касается кредитов на неотложные нужды, то, по мнению эксперта РА "Интерфакс", этим видом кредитования занимаются в основном крупные банки, которым нет нужды продавать часть портфелей. Продажей кредитов, как правило, занимаются средние банки, а покупают их - крупные, которые затем могут подумать о продаже этих кредитов дальше на Запад и о проведении секьютиризации. При этом портфели экспресс-кредитов из-за незначительных сумм займов продать, как правило, вообще невозможно, и банки могут только секьютиризировать такие портфели. То же самое касается и кредитных карт. "Но это дело будущего, потому что банки, занимающиеся экспресс-кредитованием и кредитными картами (а этот рынок вообще еще развит слабо), пока не испытывают проблем с деньгами,- говорит Матовников.- Сейчас рынок автокредитов - наиболее ликвидный, и он будет развиваться быстрее всего. Первые сделки, проведенные в стрессовых условиях прошлого лета, в каком-то смысле уже накатали дорожку, банки довольны своими приобретениями и вполне могут задуматься о дальнейшем развитии бизнеса". По мнению Романа Воробьева из Банка Москвы, нормальным явлением сделки купли-продажи кредитных портфелей среди банков станут уже через два-три года, когда кредитные бюро накопят информацию о "плохих" ссудах и портфели банков станут более понятными и прозрачными.



Деловая газета "Бизнес"