11.05.2005

Toyota вместо Rover. Японцы учат британскую автомобильную промышленность быть прибыльной

 
ТРЕЙСИ БОУЛС (TRACEY BOLES)


Слово "кайдзен" (kaizen) по-японски означает непрерывное совершенствование, которое постоянно происходит в английском автомобильном филиале компании Toyota.
Вложение компанией 50 млн фунтов (74 млн евро, $96 млн) в расширение производства на заводе Бернастон (Burnaston) около Дерби (Derby) означает, что Toyota намерена выпустить в течение года 285 тыс. моделей Avensis и Corolla.
Это больше чем в два раза превысит число автомобилей, выпускаемых на заводах неудачливого английского производителя MG Rover. У Rover примерно столько же рабочих, сколько на заводе в Бернастоне,- 5500 человек. В Бернастоне полный цикл автомобиля от стальной заготовки до готовой машины занимает всего 19,5 часов.
В подтверждение того, что вложение в Англии японским автопроизводителем 1,7 млрд фунтов наконец начало приносить плоды, председатель английского филиала Toyota Алан Джонс (Alan Jones) объявил на прошлой неделе об удвоении прибыли за 2004 год. Вместе с заводом по производству двигателей в Дисайде (Северный Уэльс) доходы Бернастона в 2004-2005 годах составили 32 млн фунтов - по сравнению с 16 млн фунтов в прошлом году. Это первая компенсационная прибыль за восемь лет означает резкое изменение ситуации в английском филиале. С 1991-1992 годов общие потери, понесенные крупнейшим японским автопроизводителем в Великобритании, составили 780 млн фунтов.
Теперь Toyota - одна из немногих в Англии прибыльных компаний по производству автомобилей. Другие английские фирмы, такие как Jaguar и Land Rover, продолжают нести большие убытки.
Джонс считает, что улучшение наступило в результате роста производительности, совершенствования системы продаж, укрепления евро по отношению к фунту (около 85% продукции бернастонского завода идет на экспорт, в основном в Европу). Компании удалось уменьшить влияние соотношения евро к фунту, сократив с 1992 года объем английских деталей в автомобиле с 67% до 47%. По словам Джонса, автопроизводитель "более склонен к евро". Производство автомобилей в непосредственной близости от рынков сбыта и экспорт большей части продукции Бернастона означают, что за прошлый год торговая прибыль TMM UK (Toyota Motor Manufacturing) составила около 500 млн фунтов.
Цель Бернастона - перепрыгнуть Сандерленд (Sunderland), где расположен завод компании Nissan, и стать "первым автомобильным производителем". В прошлом году 4700 рабочих произвели по 87 автомобилей на каждого (а на заводе Nissan сделали по 90 штук).
Toyota намерена увеличить общий объем европейских продаж с 916 тыс. автомобилей в прошлом году до 1,2 млн штук к 2010 году, заняв, таким образом, 8% рынка. Примерно две трети автомобилей (800 тыс. штук) будет изготавливаться на месте.
Последние инвестиции в размере 50 млн фунтов позволят заводу в Бернастоне увеличить производство и выпускать с линии по автомобилю каждые 45 секунд (в прошлом году на это уходило 57 секунд). Одним из ключей к успеху станет "своевременность" операций. Пока деталей хватает на полсмены (четыре часа), и рабочие вынуждены запрашивать - а не получать - детали по специальному требованию (печатная форма Kanban), где указываются спецификация детали и необходимое количество. Основная идея сводится к поддержанию непрерывного и эффективного снабжения материалами на протяжении всего производственного процесса. Приоритет отдается обучению, занимающему от трех до пяти недель.
Надежды английского филиала компании на привлечение новой модели, после того как в 2007 году настанет время для замены Corolla, зависят от поддержания прибылей на нынешнем уровне с последующим его повышением. Джонс оптимистично считает, что этого можно добиться. На прошлой неделе он сказал: "В общем, нам придется потратиться. Это важно, если вы являетесь частью глобальной системы. Как только мы начинаем пробуксовывать, Toyota, вместо того чтобы являться и грозить снести головы, интересуется, что тормозит процесс и старается внести коррективы. Это самообучающаяся компания".



Деловая газета "Бизнес"