21.04.2005

Первое дело Бориса Березовского



АЛЕКСАНДРА БОБКОВА

Автомобиль 21 апреля 1989 года была основана компания ЛогоВАЗ. Ее название из торговой марки быстро превратилось в один из символов русского капитализма. С этим именем связаны все образы новой России: быстрое обогащение, близость к власти и любовь к дорогим автомобилям. Завершилась история тоже типично - громкими скандалами и разоблачениями.
ЛогоВАЗ был учрежден при участии итальянской компании Logosystems, российского АвтоВАЗа и Института проблем управления АН СССР с целью продажи импортных автомобилей. Начало развития тогда еще никому не известного АО было положено столь же не известным тогда Борисом Березовским.
Довольно скоро ЛогоВАЗ выдвинулся на ведущие позиции в торговле иномарками: например, первым в Советском Союзе закупил сразу 800 автомобилей FIAT. Высшего расцвета компания достигла в первой половине 1990-х годов, заключив дилерские и дистрибуторские соглашения с крупнейшими мировыми автопроизводителями Daimler-Benz, General Motors, Chrysler, Volvo, Honda, Daewoo. Для продажи каждой марки создавалось отдельное юридическое лицо и открывался отдельный салон. Таким образом, ЛогоВАЗ де-факто превратился в холдинг. В 1994 году объем продаж иномарок ЛогоВАЗом составил 865 машин, что по тем временам было совсем немало. При этом компания не оставляла без внимания и отечественного производителя: до 1996 года она оставалась крупнейшим дистрибутором "Жигулей".
ЛогоВАЗ начал проводить собственные автовыставки в московском Манеже, на которых презентовал новинки мирового автопрома. Среди гостей салона 1993 года был даже вице-президент России Александр Руцкой, которого впечатлили размер и комфорт американских автомобилей. Молва приписывает ЛогоВАЗу честь первого ввоза в Россию ставших впоследствии культовыми Mercedes-Benz S-класса (кузов W140) и Jeep Grand Cherokee первого поколения.
Влиятельность основателей компании превратила ее в устойчивую бизнес-структуру. Даже дефолт 1998 года не смог пошатнуть ее дела: в этом году компании удалось продать почти 4 тыс. автомобилей. Впрочем, это был последний рекорд, поставленный ЛогоВАЗом: его основателям и топ-менеджерам к тому времени стало тесно в рамках автомобильного бизнеса, а конкуренты не дремали.
К настоящему времени на российском рынке остались лишь две структуры, созданные в 1990-х годах при участии ЛогоВАЗа. Это дилерские центры "Аояма моторс" (торгует продукцией компании Honda) и "ЛогоВАЗ-Беляево" (дилер марки Mercedes-Benz). Главным капиталом ЛогоВАЗа были люди, привлеченные к работе основателем компании Борисом Березовским. Многие из них впоследствии стали ближайшими соратниками олигарха и заняли крупные должности в подконтрольных некоторое время Березовскому госкомпаниях: Николай Глушков - в "Аэрофлоте", Бадри Патаркацишвили - в ОРТ. Дольше всех в ЛогоВАЗе оставался известный ныне как русский английский писатель Юлий Дубов. Кроме того, ЛогоВАЗ стал местом профессионального становления для многих менеджеров среднего звена, которые, оставшись в сфере автобизнеса, сейчас возглавляют ряд московских дилерских центров.
Закат ЛогоВАЗа был омрачен уголовными делами, возбужденными в 2002 году Генеральной прокуратурой против Березовского и его партнеров. Их обвинили в краже в период 1994-1995 годов 2323 автомобилей с АвтоВАЗа на общую сумму 60 млрд руб.


Деловая газета "Бизнес"