19.04.2005

Они украли Панамский канал



АЛЕКСАНДРА БОБКОВА

В этот день, 19 апреля 1850 года Англия и США подписали первый договор о строительстве Панамского канала, призванного соединить Атлантический и Тихий океаны. Несмотря на договор, канал строила Франция, а само строительство вошло в историю как одна из крупнейших финансовых махинаций своего времени.
Идея прорыть канал впервые возникла в начале XVI столетия. Многие торговцы мечтали соединить Тихий и Атлантический океаны, чтобы не огибать всю Южную Америку. Но прошло еще долгих четыре столетия, прежде чем эта идея воплотилась в жизнь. Первыми над ее разработкой стали трудиться США и Англия. В 1850 году они даже поторопились заключить договор о совместном использовании еще не построенного канала. Еще лет двадцать страны спорили по поводу отдельных частей договора, не желая уступать друг другу.
Воспользовавшись этим, инициативу перехватила Франция. Парижское географическое общество учредило Всеобщую компанию межокеанского канала под председательством Фердинанда Лессепса, получившего известность благодаря строительству Суэцкого канала. В 1876 году компания отправилась в Южную Америку, чтобы заключить с властями Колумбии, чьим департаментом являлась Панама, договор о потенциальном согласии на строительство канала. Власти Колумбии охотно его подписали, поскольку французы не требовали от местных властей никаких уступок или контроля над территорией.
Весной 1879 года в Париже начал работу международный конгресс по рассмотрению проектов строительства канала. США и Англия отвлеклись от взаимных разбирательств и приняли в нем участие. Однако французы снова их обошли - теперь уже по стоимости проекта: длина канала должна была составить 75 км, а не 290 км, как предлагали американцы, а стоимость предприятия составляла 1 млрд франков, в то время как у американцев - 800 млрд.
1 февраля 1881 года на берегу Карибского моря состоялась церемония закладки первого камня будущего Панамского канала. Однако строительство пошло не так, как планировал Лессепс. К середине 1885 года работы были выполнены всего на десятую часть от намеченного плана. Кроме того, у Лессепса возникли проблемы с распространением акций канала. При строительстве Суэцкого канала он ловко сыграл на нелюбви французов к Англии - акции покупали из чувства патриотизма. На этот раз уловка не прошла: несмотря на всяческие хитрости и рекламные кампании, никто акции далекого канала раскупать не хотел. Кроме того, затраты на строительство стали превышать плановые в несколько раз. Вместо того чтобы сообщить акционерам о реальном положении вещей, Лессепс тратил деньги на рекламные кампании, которые не имели успеха. Не помогли ни получение займа под гарантии правительства Франции, ни выпуск лотерейных билетов. В 1889 году компания была вынуждена прекратить свою деятельность и приостановить все платежи акционерам. Крах компании обернулся грандиозным скандалом, получившим название "панамская афера". В ходе расследования выяснились случаи масштабной коррупции в рядах французских чиновников. Большой загадкой стало исчезновение почти полумиллиарда франков из выделенных на строительство канала.
Фердинанд Лессепс и его сын были признаны виновными в мошенничестве и приговорены к пяти годам тюремного заключения. А работы на Панамском перешейке были возобновлены в 1904 году, но уже американцами.

Деловая газета "Бизнес"