11.04.2005

Китайский вызов



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

Мировая пресса заполнена публикациями, в которых сквозит плохо скрытая паника. Они посвящены китайским экономическим амбициям, и кажется, что китайский вопрос в ближайшие годы станет основным камнем преткновения в мировой торговле и международных отношениях.

Напуганные уже состоявшимся господством китайских производителей в таких областях, как текстильная промышленность и производство готовой одежды, на Западе со страхом ожидают нашествия китайцев в автомобилестроение и в производство телекоммуникационного оборудования. Ирония заключается в том, что власти Поднебесной, накачанной западными деньгами и технологиями, умело используют комбинацию свободной и централизованной экономики, в частности, административно поддерживая низкий курс национальной валюты, что дает экспортерам немыслимые при рыночно устанавливаемом обменном курсе преимущества. В последнее время привлечение уже встречных, китайских инвестиций становится вопросом жизни или смерти для некоторых западных предприятий: так, например, отказ китайской SAIC от покупки британской автомобильной компании MG Rover ставит последнюю на грань закрытия.
Такой же гибкой тактики придерживаются китайцы и при обсуждении доступа западных компаний на внутренний рынок. Да, со вступлением Китая в ВТО западные (главным образом, американские) банки и страховые компании смогут работать на новом громадном рынке, но ценой входного билета для банкиров и страховщиков может оказаться крах американской обрабатывающей промышленности. Последние действия американской администрации, которая пытается начать процесс защиты внутреннего рынка от китайского текстиля, показывают, что в перспективе Вашингтон, лишенный возможности повлиять на такой фактор конкурентоспособности, как низкая зарплата китайцев, употребит все свое влияние, чтобы, по крайней мере, заставить Пекин отказаться от заниженного курса юаня к доллару. Сдается, что нынешняя администрация США, несмотря на словесную приверженность принципу свободы торговли, сделает все, чтобы нейтрализовать экспансию Китая на свой национальный рынок.
Россия в этом споре титанов находится в незавидном положении. Географически мы ближе к Китаю, чем рынки США и Европы, а наше правительство имеет гораздо меньший опыт умелого протекционизма, чем американская администрация. Китайская угроза в том же автомобилестроении для России гораздо серьезнее, чем для Запада, что подтверждают сведения о возможном под угрозой "нашествия с Востока" повышении пошлин на иномарки ("Бизнес" писал об этом в марте). Некоторые, впрочем, довольно эфемерные надежды для наших производителей связаны с тем, что Россия пока не стала членом ВТО и вольна применять любые защитные меры, но со вступлением в организацию эти преимущества сойдут на нет. В политическом же плане России жизненно необходим прочный альянс с Соединенными Штатами как с единственной в мире силой, способной противостоять растущему китайскому влиянию. Пока, по счастью, только экономическому.

Деловая газета "Бизнес"