08.04.2005

Гэллап уполномочен заявить



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

TNS Gallup Media решил заняться исследованиями российского рынка интернет-рекламы, о чем и было заявлено в начале марта. Gallup сейчас в нашей стране - самый крупный измеритель медиа, а интернет - самый маленький кусок рекламного пирога. Но исследовательскую компанию это не смущает, Gallup надеется на скорое увеличение этого рынка.
В свою очередь российские компании, занимающиеся рекламой в интернете, надеются, что этот шаг крупного исследователя благоприятно скажется на развитии рынка в целом. Во-первых, сам факт, что такой гигант, как Gallup, обратил внимание на "маленький" интернет, должен окончательно доказать офлайновым агентствам, что рунет достоин большего внимания. Во-вторых, исследования Gallup, по идее, должны дать более точную картину происходящего на рекламном поле российского интернета, сделать его понятнее для рекламных агентств и клиентов, которые еще не используют возможности интернета при проведении рекламных кампаний.
Сейчас нет полной ясности с тем, сколько же рекламодатели тратят на интернет. Есть оценки Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР): 0,8% от всех денег на рекламу идет на интернет, в деньгах это $30 млн. Но это без учета контекстной рекламы, доля которой в интернете стремительно растет во всем мире. Есть еще оценки самих участников рынка, которые делаются, преимущественно глядя в потолок и в отчеты о собственных оборотах. Тут цифры скачут от $12 млн до $55 млн, в зависимости от амбиций каждого конкретного человека.
Нет единства и в том, что считать затратами на интернет-рекламу. По старой привычке разработку сайтов зачастую выделяют в особый сегмент рынка и при подсчетах объемов рекламы не учитывают. Только вот в последнее время значительная часть сайтов разрабатывается или непосредственно в рекламных агентствах, или субподрядчиками, но по заказу агентств с учетом целей планируемых на будущее рекламных кампаний. Плюс создается много промосайтов-"однодневок" - только под конкретную кампанию, например, розыгрыш призов.
Gallup пока не объявлял никаких подробностей по методике подсчета, которую собирается использовать для исследования рынка интернет-рекламы. Если выборка сайтов будет маленькой, если не будет учитываться контекстная реклама или PR, то, естественно, поднимется буря возмущения со стороны и рекламных площадок, и интернет-агентств, что недосчитали, недооценили и вообще все совсем не так.
Все же в долгосрочной перспективе исследования Gallup, даже если и не будут вызывать особых нареканий, решающей роли для развития рынка, скорее всего, не сыграют. Это все больше PR-повод, галочка для солидности, что интернет уже вышел из детсадовского возраста. Крупные сетевые агентства и так включают онлайн-рекламу в медиамиксы, хоть преимущественно и по остаточному принципу. Увеличение доли интернета в медиапланах произойдет, когда и аудитория русскоязычного интернета увеличится, и понимание специфики онлайна и его возможностей появится у большей части рекламодателей и агентств.
Популяризацией интернета занимаются, по большому счету, все крупные игроки на этом рынке уже много лет, и этот процесс не останавливается ни на минуту. Исследования Gallup станут только еще одним доводом, который директора рекламных интернет-агентств будут приводить на специализированных семинарах для "офлайнщиков" и круглых столах, расписывая прелести интернета.

Деловая газета "Бизнес"