04.04.2005

Роль личности в Ericsson



ТОНИ ГЛОВЕР (TONY GLOVER)

У Швеции новый национальный герой - президент Ericsson Карл-Хенрик Сванберг (Carl-Henric Svanberg). За последние полвека Сванберг - единственный исполнительный директор, пришедший в компанию со стороны. Теперь с его именем связывают превращение Ericsson из безнадежного аутсайдера в компанию, в прошлом году получившую $2,5 млрд чистой прибыли.
В конце 1990-х Ericsson шла вровень с финским телефонным гигантом Nokia и, казалось, была обречена на то, чтобы стать одной из мегакорпораций века интернета. Неприятности Ericsson начались, когда Nokia убрала антенну с корпуса своих аппаратов, что в одночасье сделало мобильные телефоны Ericsson похожими на большие кирпичи. Ситуация ухудшилась в 2000 году, когда произошел крах ИТ- и телекоммуникационных компаний. В марте 2000-го цены на акции Ericsson выросли до 230 шведских крон ($32,5), но уже в сентябре упали до трех крон.
Теперь налицо все признаки того, что компания выходит из кризиса. Помимо возвращения рентабельности после нескольких лет убытков, повысился кредитный рейтинг Ericsson, ранее упавший "ниже плинтуса". Ожидается, что правление компании вскоре предложит выплатить первые с 2000 года дивиденды.
Поскольку около 10% шведов напрямую владеют акциями Ericsson, положительный эффект этой перемены сложно переоценить. Карл-Хенрик Сванберг недавно появился на одной трибуне с премьер-министром Швеции Гораном Перссоном (Goran Persson). Они обсуждали экономическое развитие страны. Именно способность Сванберга выступать в качестве яркого публичного лица компании считают важным фактором подъема Ericsson.
Некоторые наблюдатели в Швеции утверждают, что основы успеха компании были заложены еще предшественником Сванберга Куртом Хеллстромом (Kurt Hellstrom). Но гораздо чаще успех Ericsson связывают с самим Сванбергом. Вопрос в том, сможет ли он обеспечить продолжение подъема. В частности, Ericsson уже пришлось снизить цены на свою продукцию для повышения продаж. Кроме того, она сталкивается с конкуренцией с другими компаниями, включая китайскую Huawei Technologies. В Ericsson, впрочем, надеются, что сокращение расходов, проводившееся в компании последние несколько лет, вместе с постоянной потребностью индустрии связи предлагать новые услуги будут способствовать притоку инвестиций в сеть.
Крупнейшие европейские операторы фиксированных линий (BT, France Telecom и другие) переводят свои сети на IP-технологию, а мобильные операторы (Orange, O2) начинают активно разворачивать сети 3G. У Ericsson сегодня весьма неплохие позиции, чтобы извлечь выгоду из обоих процессов.


Деловая газета "Бизнес"