25.03.2005

В российских аптечных сетях вводится международный стандарт фармацевтической практики, который повысит их инвестиционную привлекательность



Вчера Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (ФСНСЗСР) и Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) подписали соглашение о применении международного стандарта фармацевтической практики (Good Pharmacy Practice, или GPP). Пока участие в этом проекте добровольное, однако соответствовать GPP уже согласились многие крупные аптечные сети. Эксперты полагают, что это должно облегчить сетям выход на IPO и сделает их более привлекательными для иностранных инвесторов.

Стандарт GPP разработан в 1991 году Международной фармацевтической федерацией. Основные требования стандарта касаются торговых площадей аптек, их ассортимента и профессиональной подготовленности и ответственности провизоров. В частности, в аптеке должна быть создана система управления качеством лекарств, предусмотрена возможность возмещения ущерба покупателям, провизоры обязаны иметь высшее медицинское образование

Работать по GPP уже согласились большинство крупных аптечных сетей, такие, как «36,6», иркутская «Авиценна» и самарская «Вита», входящие в РААС. В отличие от стандарта GMP (Good Manufacturing Practice) для фармпроизводителей, который вступил в силу с 1 января 2005 года, требования стандарта GPP будут носить добровольный характер. Как отмечают в ФСНСЗСР, определенный стандарт для аптечных учреждений в России уже есть: торговлю лекарствами в нашей стране регламентируют несколько десятков приказов и методических указаний Минздрава. Однако единого нормативного документа, которым бы регламентировались условия хранения лекарств, требования к помещениям, квалификации персонала, оборудованию, процедура уничтожения и изготовления медикаментов для розничных фармоператоров, не было.

Участники рынка считают, что соответствовать требованиям стандарта GPP сегодня действительно могут только крупные аптечные сети, для которых не так сложно адаптировать свои торговые точки к предъявляемым требованиям; в западном формате фарммаркета работают уже практически все крупные аптечные сети. «На российском фармацевтическом рынке уже давно назрела потребность введения такого стандарта. Появление в России GPP обострит борьбу за покупателей, будет способствовать реализации специальных проектов, введению дополнительных услуг,– отмечает генеральный директор «Эркафарм» (управляет аптечной сетью «Доктор Столетов») Иван Саганелидзе.– Именно оценка покупателем этих стандартов, их принятие и стремление посещать те аптеки, где есть сертификат соответствия этим критериям, и станет показателем успешной реализации GPP в России».

Вместе с тем эксперты отмечают, что об обязательном введении GPP в нашей стране пока речи быть не может. Как показывает опыт co стандартом GMP для фармпроизводителей, отечественные компании не спешат переводить свои заводы под западные требования, адаптация под которые чрезвычайно затратна. // По информации «Коммерсанта»

E-XECUTIVE.RU