18.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Замена золота бумагой и пластиком



ИРИНА ДРЕМИНА

18 марта 1850 года американские предприниматели Генри Уэллс и Вильям Дж. Фарго объединили четыре транспортные компании, занимавшиеся перевозкой золота и ценных бумаг. Так появился один из самых узнаваемых брэндов мирового рынка - American Express.
До начала 80-х годов XIX века American Express успешно занималась перевозками наличности в американских штатах под девизом "Скорость и безопасность". Клиентов было достаточно, однако популярность компании превратилась в ее проблему: чем больше был объем перевозок, тем опаснее было везти большие денежные средства просто в мешках. American Express остроумно обошла это препятствие, придумав систему денежных переводов. Для этого богатой и уважаемой компании было достаточно договориться с местными банками. Задумка оказалась настолько удачной, что вскоре американская компания установила тесное сотрудничество и с европейскими банками.
American Express нашла золотую жилу: каждый год в США прибывало большое количество иммигрантов из Европы. Деньги своим семьям, оставшимся в Европе, они переводили именно через American Express. В 1891 году American Express окончательно закрепила свои позиции на рынках Европы и США, придумав продукт, не имевший аналогов,- дорожный чек. В отличие от наличных, его можно было спокойно брать с собой в путешествия: в случае кражи он автоматически восстанавливался, и владелец не нес никаких убытков. Вторым неоспоримым преимуществом денежного чека стала возможность конвертировать его в любую валюту в любой стране. Ни одно финансовое учреждение Старого или Нового света не предоставляло до этого момента столь удобных условий для своих клиентов. Надежность дорожных чеков полностью подтвердилась во время Великой депрессии 1930-х годов. В то время как остальные банки закрывались или замораживали свои активы, American Express продолжала исправно обменивать чеки на живые деньги. Ее репутация в глазах американцев взлетела до небес. Иначе и быть не могло: забота о собственном имени была одним из основных принципов компании. Еще в 1914 году, когда вспыхнула первая мировая война и 150 тыс. американцев нуждались в срочной помощи, чтобы покинуть континент, American Express организовала бесперебойную отправку денег во все концы Европы.
В начале 1950-х появились первые пластиковые карточки, которые открыли для банков новое широкое поле для захвата - потребительские кредиты. American Express не только выпустила одну из самых популярных - "зеленую карту", но и сделала из пластиковых карт мечту среднего американца. Ее реклама с участием крупных деятелей бизнеса надолго внедрила в сознание американцев нехитрую мысль: "Только тот добился многого в жизни, у кого есть карта American Express!".
Эта убежденность американцев обеспечивала успех компании до начала 1990-х, когда первую серьезную брешь в позициях American Express пробили конкурирующие карты Visa и Mastercard. Они оттянули у компании много клиентов за счет того, что обходились владельцам дешевле, чем карты American Express. Последняя оправдывала более высокую плату своим высоким престижем. Выход компания нашла в выпуске дополнительных карт и расширении одного из трех основных направлений своей деятельности - туристического. В 1993 году American Express приобрела крупнейшее в мире агентство путешествий Томаса Кука и стала самым большим туроператором в мире. Однако конкуренция на "пластиковом" рынке не утихла: например в России Visa и Mastercard сейчас более популярны, чем American Express.


Деловая газета "Бизнес"