18.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Бизнес в Рамадан



СЕМЕН ПЕТРОВ

В мусульманских странах некоторые производители сталкиваются с аналогичными проблемами во время Рамадана. Тогда основной удар по продажам приходится на алкоголь, табак и продукцию под западными брэндами. Однако для торговых сетей этот месяц является самым прибыльным.
В течение месяца Рамадана мусульмане воздерживаются от еды от восхода до заката солнца. Маркетологи турецких супермаркетов давно поняли, как в этот месяц не только компенсировать традиционный резкий спад спроса на алкоголь и табачные изделия, но и увеличить прибыли. Во время Рамадана проводится целый ряд промо-акций и скидок на традиционно употребляемые в Рамадан продукты.
Большой популярностью в этот период пользуются специальные наборы продуктов. Они подобраны таким образом, чтобы постившийся весь день человек не тратил в супермаркете время на выбор различных продуктов: взяв упаковку с наиболее популярными во время Рамадана продуктами, покупатель может быстрее уйти домой и приступить к вечерней трапезе. Как правило, в такой набор входят 15-20 видов товара, и он продается с существенными скидками (около 10%). Один из крупнейших производителей мясной продукции на рынке мусульманских стран компания Co-op Islami во время последнего месяца Рамадан вкладывала в упаковку своей продукции специальные купоны. На каждый купон приходился тот или иной приз, в том числе и покрытый золотом сувенир в виде яйца.
Во время Рамадана большее количество покупок совершается вечером. Этот факт также учитывается продавцами. По данным руководства турецкой сети Alfa Shopping Center, количество покупателей в месяц Рамадан возрастает на 50%.
Месяц Рамадан выгоден и ресторанам, в особенности недорогим заведениям быстрого питания. Так, в ресторанах Kentucky Fried Chicken в Индонезии в сутки обычно потребляется около 20 тыс. кур, однако во время Рамадана продажи увеличиваются до 30 тыс.
В отношении снижения продаж месяц Рамадан опасен, в основном, западным брэндам. С момента вторжения коалиции в Афганистан в ряде мусульманских стран все чаще неодобрение политики США переносится на товары, имеющие американское или европейское происхождение. В 2002 году, например, в столице Иордании Аммане некоторые богословы предлагали отказаться на время священного месяца от употребления косметики L`Oreal.
Однако, например, международной компании Kraft в Саудовской Аравии удалось не только сохранить свои позиции во время Рамадана, но и, более того, их упрочить. В период мусульманского Рамадана в качестве рекламного хода по продвижению растворимого напитка Tang в телевизионных роликах активно продвигалась мысль, что истинный мусульманин после дневного воздержания обязательно проводит вечернюю трапезу с напитком от Kraft. В представительстве Kraft в России заверили, что реакцией на эту рекламную кампанию стал значительный рост продаж напитка.


Деловая газета "Бизнес"